КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Тормоза ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован не зависящими один от другого тормозами — рабочим и стояночным. Тормозной механизм стояночного тормоза — барабанного типа с двумя внутренними колодками и механическим приводом — установлен на валу раздаточной коробки.

Стояночный тормоз можно использовать для торможения при движении только в аварийных случаях. Пользоваться им при обычной езде не разрешается, так как в этом случае сильно нагружаются механизмы трансмиссии, а при длительном притормаживании автомобиля тормоз
нагревается до высокой температуры и может выйти из строя.



Рис.60. Схема пневмосистемы автомобиля ЗИЛ-131

Следует помнить, что при торможении стояночным тормозом сигнал торможения не включается.

Тормозные механизмы рабочего тормоза барабанного типа установлены на всех колесах автомобиля. Привод рабочего тормоза пневматический (см. рис. 60).

При нажатии на педаль сжатый воздух из ресиверов поступает через тормозной кран в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам.

При отпускании педали тормозной кран перекрывает доступ воздуха из ресиверов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу.

Пневматическая система обеспечивает также приведение в действие тормозов прицепа с пневматическим однопроводным приводом.

Стояночный тормоз ЗИЛ-131 (рис. 73) имеет две симметричные колодки 2 с прикрепленными к ним фрикционными накладками и сухарями 14, которые шарнирно опираются на одну опорную ось 4, закрепленную в кронштейне 7 тормоза.

В средней части колодки опираются бобышками на выступы кронштейна и удерживаются от боковых смещений шайбами, установленными на втулках и зажатыми болтами. Оттяжные пружины 6 и 12 возвращают колодки в отторможенное положение, прижимая их к разжимному кулаку и оси 4.

На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг 17, к которому присоединяется тяга привода стояночного тормоза. Барабан 19 стояночного тормоза с фланцем насажен на шлицевой конец вала раздаточной коробки и закреплен гайкой 11,



Рис.73. Стояночный тормоз ЗИЛ-131

Для предохранения тормоза от попадания в него масла в кронштейне установлен сальник 15, а на фланце 10 — маслоотражатель, который сбрасывает просочившееся масло через специальное отверстие в кронштейне наружу. Щиток 3 тормоза, прикрепленный к кронштейну, защищает
тормоз от попадания в него грязи.

Регулировка стояночного тормоза необходима для уменьшения между колодками и барабаном зазоров, увеличивающихся вследствие изнашивания накладок. Наличие больших зазоров обнаруживают по увеличению хода рычага привода. Стояночный тормоз регулируют тягой 22 и регулировочным рычагом 17.

Регулировку следует проводить на холодном тормозе в таком порядке:

- Отсоединить резьбовую вилку 23 тяги 22 привода от рычага 30.

- Отвести рычаг 30 в переднее крайнее положение до упора.

- Изменяя длину тяги 22 резьбовой вилкой 23, добиться такого положения, чтобы после присоединения тяги к рычагу 30 полное затормаживание происходило при перемещении стопорной защелки на два — шесть зубьев сектора 26, а при возвращении рычага 30 в переднее положение барабан свободно вращался, не задевая за колодки тормоза.

- Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживания при перемещении стопорной защелки на шесть зубьев сектора, необходимо перенести палец 16, к которому присоединен нижний конец штанги 18, в следующее отверстие регулировочного рычага 17 тормоза, надежно затянуть и зашплинтовать гайку.

- Затем следует провести регулировку стояночного тормоза в последовательности, указанной в п. 2 и 3.

Уход за стояночным тормозом и приводом заключается в осмотре, очистке от грязи и проверке креплений. Если от поверхности тормозных накладок до головок заклепок остается менее 0,5 мм, то накладки надо сменить. Необходимо предохранять накладки колодок от попадания на них масла, так как могут измениться фрикционные свойства накладок.

Трущиеся поверхности шарнирных соединений тормоза и привода надо смазывать в соответствии с указаниями карты смазывания.

При разборке стояночного тормоза неправильное снятие оттяжных пружин 6 и 12 колодок может привести к поломке крючков на них. Наиболее удобно снимать пружины специальными щипцами, которые можно изготовить в автохозяйстве. При отсутствии щипцов рекомендуется снимать
колодки в следующем порядке: вывернуть болт 8, снять ограничительные шайбы.

Затем снять одновременно колодки с оси, после чего пружины легко освободятся. Устанавливать колодки следует в обратном порядке, т. е. зацепить пружины за крючки на обеих колодках, раздвинуть колодки и надеть их па ось и кулак, а затем закрепить.

Рабочий тормоз ЗИЛ-131 (рис. 74) имеет две тормозные колодки с прикрепленными к нему фрикционными накладками. Колодки установлены на осях с эксцентричными шейками, позволяющими сцентрировать колодки с тормозным барабаном. При торможении колодки раздвигаются кулаком 4 и прижимаются к внутренней поверхности барабана 11.



Рис.74. Рабочий тормоз ЗИЛ-131

Регулировка рабочего тормоза может быть полная или частичная. Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес. При регулировке тормоза должны быть холодными.

Полную регулировку надо проводить только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок.

Полную регулировку необходимо проводить в следующем порядке:

- Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оса метками одну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками, торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.

- Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,1—0,15 МПа (1 —1,5 кгс/см2), нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе, или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки.

- При отсутствии сжатого воздуха извлечь палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.

- Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверяют щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить на всю ширину накладки.

- Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру ЗИЛ-131, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая ось колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза.

- Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры,

- Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 20— 30 мм. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.

- Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны: они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок.

При указанной регулировке между тормозным барабаном и колодками могут быть примерно следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм (значения зазоров даны для справок).

Частичную регулировку проводят для уменьшения зазора между колодками и барабаном, увеличивающегося вследствие изнашивания накладок,

Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов так же, как и при полной регулировке (см. п. 5 и 6).

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей тормозных колодок ЗИЛ-131 и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении,

В случае изменения установки осей необходимо проводить полную регулировку. При проведении как полной, так и частичной регулировки надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер (примерно 20 мм).

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес надо, чтобы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту отличались незначительно.

Уход за рабочим тормозом заключается в регулировании зазоров между колодками и барабанами, а также в осмотре, очистке тормозов и проверке креплений.

При осмотре необходимо проверять следующее:

Надежность крепления тормозных дисков к цапфам мостов.

Затяжку гаек осей колодок и гаек болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков.

Состояние фрикционных накладок тормозных колодок ЗИЛ-131:

- если расстояние от поверхностей накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки;

- следует предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить чисткой и промыванием;

- если одну из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить, то нужно заменить все накладки у обоих тормозов (и левого, и правого).

Состояние осей тормозных колодок ЗИЛ-131. Если колодки не вращаются свободно на осях, то надо, не нарушая установки осей, снять колодки, очистить рабочие поверхности от ржавчины и смазать их тонким слоем густого смазочного материала. После установки колодок удалить лишнее количество смазочного материала.

Валы разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. Смазывают валы в соответствии с картой, смазывания. Следует иметь в виду, что количество смазочного материала должно быть умеренным, так как лишний смазочный материал может
попасть в тормоз.

Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение; если этого не происходит, надо проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________