КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Рулевой механизм ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Проверка и регулировка рулевого механизма ЗИЛ-131 проводится для выявления неисправностей, которые не всегда зависят от его состояния. Они иногда обусловлены другими причинами.

Поэтому перед проверкой и регулировкой рулевого механизма необходимо проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазочного материала в узлах рулевого механизма и ступицах колес, регулировку подшипников колес и тяг рулевого механизма и правильность их положения, работу амортизаторов, точность углов установки передних колес, так как все это влияет на работу рулевого механизма.

Кроме того, следует проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя и натяжение его ремня, а также проверить, нет ли воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и па фильтрах насоса и утечки масла в соединениях трубопроводов.

Регулировку рулевого механизма ЗИЛ-131 необходимо проводить в следующем порядке: отсоединить продольную тягу рулевого управления; измерить при помощи пружинного динамометра, прикрепленного к ободу рулевого колеса, усилие на ободе.

Усилие необходимо измерить в следующих трех положениях:

первое — рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть 5,5—13,5 Н (0,55—1,35 кгс);

второе — рулевое колесо повернуто на 3/4—1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н (2,3 кгс);

третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 5—12,5 Н (0,5—1,25 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс).



Если при измерении усилий в этих положениях выявлено, что они не соответствуют указанным значениям, следует отрегулировать рулевой механизм.

Начинать регулировку рулевого механизма надо с установления необходимого значения усилия в третьем положении вращением регулировочного винта 30 (см. рис. 67), так как это не требует разборки рулевого механизма. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а при вращении против часовой стрелки — уменьшаться.

Несоответствие усилий на ободе колеса указанному выше значению при втором положении обусловлено повреждениями деталей узла шариковой гайки, при первом положении — аналогичными причинами, а также неправильным предварительным натягом упорных шариковых подшипников 13.

Для регулировки рулевого механизма в первом положении следует частично разобрать рулевой механизм для того, чтобы подтянуть гайку 19.

Разборка рулевого механизма ЗИЛ-131 осуществляется только в случае необходимости. Работу должен выполнять квалифицированный механик в условиях полной чистоты. Перед разборкой рулевой механизм должен быть снят с автомобиля.

Для этого следует осуществить следующие мероприятия:

- отвернуть гайку и снять при помощи съемника сошку - сбивание сошки может вызвать поломку деталей;

- отвернуть пробку с магнитом и слить масло;

- для более полного слива повернуть рулевое колесо 2—3 раза от одного крайнего положения до другого;

- отсоединить шланги, слить оставшееся в насосе масло;

- отсоединить карданный вал, вынув шплинт. Отвернув гайку клина и выколотив клин;

- отвернуть пять болтов, крепящих картер рулевого механизма к раме;

- тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;

- слить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз, и повернуть винт 2—3 раза от одного крайнего положения до другого.

Разбирать и проверять рулевой механизм ЗИЛ-131 необходимо в следующем порядке:

- Снять боковую крышку вместе с валом сошки, отвернув семь болтов. При извлечении вала сошки следует зачистить его шлицевой конец и соблюдать, осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнитель нее кольцо,

- Снять верхнюю крышку, отвернув четыре болта; при снятии крышки надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить сальник и уплотнительное кольцо.

- Снять корпус клапана управления вместе е винтом, поршнем-рейкой и промежуточной крышкой, отвернув шесть болтов,

- Снять нижнюю крышку, отвернув шесть болтов.

- Проверить затяжку гайки упорных шариковых подшипников. Момент, необходимый для проворачивания корпуса клапана управления относительно винта, должен быть равен 0,6—0,85 Нм (6-8,5 кгсм).

- При необходимости отрегулировать затяжку гайки; при повреждении шариковых подшипников заменить их. Для регулировки затяжки гайки предварительно отжать буртик гайки, вдавленный в канавку винта, оберегая- резьбу винта от повреждения, отвернуть гайку, зачистить паз в винте и
резьбу в гайке.

- Коническая дисковая пружина должна быть установлена между шариковым подшипником и гайкой вогнутой стороной к шариковому подшипнику. После регулирования и затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта; выдавка должна быть закругленной, без острых углов.

- Проверить осевое перемещение регулировочного винта в вале сошки. Если перемещение превышает 0,15 мм, заменить регулировочную шайбу, обеспечив перемещение до 0,02—0,08 мм.

- Проверить, нет ли осевого перемещения шариковой гайки относительно поршня-рейки. В случае необходимо мости подтянуть или заменить два установочных винта и раскернить их (см. ниже и. 5, д сборки рулевого механизма).

- Проверить посадку шариковой гайки на средней части винта. Вращение гайки на винте должно происходить без заеданий, а осевое перемещение относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

- В случае несоблюдения условий, заменить шарики или весь комплект (шариковую гайку и винт с шариками). Для этого необходимо: отвернуть два установочных винта, крепящих шариковую гайку, при помощи специального ключа с достаточно большим плечом; вынуть из поршня-рейки шариковую гайку с винтом, придерживая от выпадания желобки и шарики; снять желобки и, поворачивая винт относительно гайки в ту и другую сторону, удалить шарики; снять промежуточную крышку.

- При повреждении винтовых канавок гайки винта заменить их.

- При замене гайки с винтом и шариками комплектность их при сборке нарушать нельзя, так как эти детали подбирают на заводе индивидуально.

- В случае замены только шариков на больший размер устанавливать шарики одной размерной группы (различающиеся не более чем на 0,002 мм). Установка шариков, имеющих отклонение по диаметру более 0,002 мм, может привести к поломке шариков и заклиниванию рулевого механизма.

- После замены шариков гайка должна поворачиваться в средней части винта под действием крутящего момента 0,3—0,8 Нм (3—8 кгс/см), а по краям винта посадка должна быть свободной.

При сборке рулевого механизма ЗИЛ-131 нужно учитывать следующее:

1. Перед сборкой все детали необходимо тщательно промыть и просушить. Нельзя протирать детали концами, тряпками, оставляющими на деталях нитки, ворсинки и т. п.

2. Все резиновые уплотнительные детали должны быть осмотрены и, если требуется, заменены.

3. Момент затяжки должен быть равен 21—28 Нм (2,1—2,8 кгсм) для болтов М8 и 35—42 Нм (3,5— 4,2 кгсм) для болтов M1G; момент затяжки магнитной пробки 80—100 Нм (8—10 кгсм).

4. Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня-рейки,

5. Для сборки шариковой гайки необходимо выполнить следующие операции:

а) надеть на винт промежуточную крышку, установить гайку на нижнем конце винта, не имеющем буртика, совместив отверстия гайки, в которые входят желобки, с винтовой канавкой винта;

б) заложить 23 шарика через обращенное к буртику винта отверстие в гайке, поворачивая винт против часовой стрелки, заложить восемь шариков в сложенные вместе желобки и предотвратить выпадание шариков, замазав выходы желобков смазочным материалом;

в) вложить желобки с шариками в гайку, поворачивая в случае необходимости винт; обвязать гайку, чтобы предотвратить выпадание из нее желобков;

г) проверить момент вращения гайки на средней части винта и в случае необходимости заменить шарики;

д) навернуть установочные винты; момент затяжки должен быть 50—60 Нм (5— 6 кгсм); вначале затянуть один винт, затем второй, а потом раскернить каждый установочный винт в двух местах против канавок в поршне-рейке.

В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний должен быть заменен. Выступание винтов или выдавок над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо, так как это вызывает задир поверхности цилиндра гидроусилителя ЗИЛ-131.

6. Нельзя нарушать комплектность золотника реактивных плунжеров и корпуса клапана управления, так как они подобраны на заводе индивидуально. В случае переборки клапана управления надо следить за тем, чтобы выточка на торце золотника была обращена вверх от среднего буртика винта, а фаски на реактивных плунжерах — наружу. Золотник и реактивные плунжеры должны перемещаться в корпусе клапана управления плавно, без заеданий.

7. Сальники вала сошки при сборке необходимо защищать от повреждений шлицами вала. Окончательную запрессовку сальника сошки проводят вместе с упорным кольцом, манжетой, шайбой и стопорным кольцом до момента защелкивания стопорного кольца в канавке. Стопорное кольцо должно войти в канавку картера по всему периметру.

8. В собранном рулевом механизме после поворота винта до упора поршня в обе стороны приложить дополнительный вращающий момент к винту, добившись перемещения его в осевом направлении. Пружины должны обеспечить возврат винта в исходное положение.

9. Рулевой механизм следует отрегулировать так, чтобы при переходе через среднее положение момент вращения винта был больше этого же момента до регулировки, равного 1 — 1,5 Нм (0,1—0,15 кгсм). При этом момент при переходе через среднее положение должен быть не более 5 Нм
(0,5 кгсм). После регулировки винт надо зафиксировать контргайкой. Момент затяжки должен быть равен 40—45 Нм (4—4,5 кгсм). Затем следует проверить вторично момент поворота винта рулевого управления.

10. Поворот вала сошки от одного крайнего положения до другого должен происходить при приложении к нему момента не более 80 Нм (8 кгсм).

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________