КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Рулевое управление ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован рулевым управлением с гидроусилителем, объединенным в одном агрегате с рулевым механизмом (рис. 65).



Рис.65. Рулевое управление ЗИЛ-131

Гидроусилитель рулевого привода позволяет уменьшить усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчить удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повысить безопасность движения, контролируя направление движения автомобиля в
случае разрыва шины переднего колена.



Рис.66. Схема системы гидроусилителя рулевого привода

Схема системы гидроусилителя рулевого привода показана на рис. 66.



Рис.67. Рулевой механизм с ГУР ЗИЛ-131

Рулевой механизм (рис. 67) типа винт — гайка на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором. Передаточное число рулевого механизма равно 20. Рулевой механизм прикреплен к раме и соединен с валом колонки рулевого управления карданным валом с двумя шарнирами. Картер 4 рулевого механизма одновременно является цилиндром гидроусилителя, в котором перемещается поршень-рейка 5.

В поршне-рейке завальцована заглушка 3. Поршень-рейка зацепляется с зубчатым сектором вала 37 сошки рулевого механизма. Зубья рейки и вала сошки имеют переменную по длине толщину, что позволяет регулировать зазор в зацеплении при помощи осевого смещения вала сошки.

Вал сошки вращается в бронзовой втулке 33, запрессованной в картер. Осевое положение вала сошки определяется регулировочным винтом 30, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на упорную шайбу 23. Осевое перемещение при сборке, равное 0,02— 0,08 мм,
ограничивается регулировочной шайбой 27 и стопорным кольцом 28.

В поршне-рейке расположена шариковая гайка 8, закрепленная установочными винтами 43, завертываемыми после сборки. Предварительно гайка собрана с винтом 7 таким образом, что в имеющиеся в них винтовые канавки и желоб вкладывается 31 шарик.

В паз шариковой гайки, соединенный двумя отверстиями с ее винтовой канавкой, вставляют два штампованных желоба 9, образующих трубку, по которой шарики, выкатываясь при повороте винта с одного конца гайки, возвращаются к ее другому концу. Винт 7 проходит через промежуточную крышку 12, к которой крепится корпус 17 клапана управления.

На винте установлены два упорных шариковых подшипника 13 с золотником 16 клапана управления между ними. Большие кольца шариковых подшипников обращены к золотнику. Шариковые подшипники и золотник закреплены гайкой 19, тонкий буртик которой вдавлен в паз на винте.

Под гайку подложена коническая пружинная шайба 18, обеспечивающая равномерное сжатие упорных шариковых подшипников. Шайба установлена вогнутой стороной к шариковому подшипнику.

Длина золотника больше длины отверстия в корпусе клапана управления. Вследствие этого золотник и винт могут перемещаться в осевом направлении на 1,1 мм в каждую сторону от среднего положения. В среднее положение они возвращаются под действием шести пружин 40 и
реактивных плунжеров 41, находящихся под давлением масла.

Винт 7 вращается в подшипнике верхней крышки 20 рулевого механизма ЗИЛ-131. К корпусу клапана управления подведены два шланга от насоса гидроусилителя: шланг высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шланг низкого давления (слива), по которому масло
возвращается в насос.

При вращении винта 7 вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, создается сила, стремящаяся сдвинуть его в осевом направлении. Если эта сила превышает усилие предварительного сжатия пружин 40, то винт перемещается и смещает золотник 16.

При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщается с линией высокого давления, а другая — с линией слива. Масло, поступающее из насоса в цилиндр, действует на поршень-рейку, создавая дополнительное усилие на секторе вала сошки рулевого привода, и способствует повороту колес.

Давление в рабочей полости цилиндра повышается с увеличением сопротивления повороту колес. Одновременно возрастает и давление под реактивными плунжерами 41. Винт и золотник стремятся вернуться в среднее положение под действием пружин 40 и реактивных плунжеров.

Чем больше сопротивление повороту колес и выше давление в рабочей полости цилиндра, тем больше усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение и установить в среднее положение упорные шариковые подшипники и винт, тем больше и усилие на рулевом колесе.

Когда усилие на рулевом колесе возрастает с увеличением сопротивления повороту колес, у водителя создается «чувство дороги». Усилие на ободе рулевого колеса, соответствующее началу работы гидроусилителя, составляет около 20 (Н 2 кгс), а наибольшее усилие в движении — около 100 Н (10 кгс).

При прекращении поворота рулевого колеса поступающее в цилиндр масло действует на поршень-рейку с винтом, сдвигает золотник к среднему положению, что вызывает уменьшение давления в цилиндре до необходимого для удержания колес в повернутом положении, и прекращает движение поршня, а следовательно, и поворот колес.

В корпусе клапана управления имеется шариковый клапан 15, соединяющий при неработающем насосе линии высокого давления и слива. Клапан обеспечивает в этом случае работу рулевого механизма как обычного механизма без усиления.

Полость, в которой находятся упорные шариковые подшипники, соединена с линией слива и уплотнена резиновыми кольцами 14 круглого сечения. Подобными же кольцами 2, 25 и 42 уплотнены и остальные неподвижные соединения.

Вал 31 сошки уплотнен резиновой манжетой 34, которая имеет упорное кольцо 35, предотвращающее ее выворачивание под давлением. Наличие наружной резиновой манжеты препятствует попаданию на вал грязи и пыли. Поршень-рейка уплотнен двумя чугунными упругими разрезными кольцами 11.

Винт 7 рулевого механизма имеет два уплотнения в промежуточной крышке и в поршне-рейке. Уплотнение выполнено чугунными упругими разрезными кольцами 6, В верхней крышке 20 винт уплотнен резиновым сальником 21 с упорным кольцом 22. Регулировочный винт 30 уплотнен
резиновым кольцом 29 круглого сечения.

При вращении винта 7 свободный ход в рулевом механизме увеличивается вследствие того, что ширина впадины между зубьями поршня-рейки 5, находящейся в зацеплении со средним зубом сектора вала 31 сошки, уменьшена по сравнению с шириной остальных впадин, а винт 7 имеет
бочкообразную форму с незначительным уменьшением диаметра винтовой канавки к его концам.



Рис.68. Рулевой карданный вал ЗИЛ-131

В картере рулевого механизма имеется пробка 32 с магнитом, который притягивает стальные и чугунные частицы из масла. Винт 7 соединен с колонкой рулевого управления карданным валом.

Карданный вал (рис. 68) имеет два шарнира. Карданный шарнир состоит из игольчатых подшипников 4, установленных в вилки и закрепленных стопорными кольцами 2, и крестовины 3, вставленной в подшипник. В каждый игольчатый подшипник при сборке закладывают 1 —1,2 г смазки № 158, и пополнять ее при эксплуатации не требуется. Для предотвращения попадания грязи в шарнирное соединение служат резиновые кольца 5.

Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при колебаниях кабины относительно рамы.

Шлицевое соединение смазывается заложенным в него смазочным материалом, который надо заменять в соответствии с картой смазывания. Шлицы перед сборкой смазывают тонким слоем, а во втулку закладывают 18— 20 г смазочного материала, марка которого указана в карте смазывания.

Для удержания смазочного материала и предохранения соединения от загрязнения установлено уплотнение. Вилки карданного вала к винту рулевого механизма и валу колонки рулевого управления крепят клиньями 9 (см. рис. 65).

При сборке карданного вала необходимо следить за тем, чтобы отверстия в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях и были расположены так, как указано на рис. 71; при этом оси отверстий обеих вилок должны лежать в одной плоскости.



Рис.69. Рулевая колонка ЗИЛ-131

Стопорные кольца должны быть надежно установлены в канавках подшипников. При монтаже карданного вала вилка со шлицевой втулкой должна быть расположена вверху.

Рулевая колонка ЗИЛ-131 (рис. 69) крепится в нижней части к полу кабины, в верхней части при помощи растяжек к внутренней панели кабины.

Вал 7 рулевого управления вращается в специальных шариковых подшипниках 4 и 8, Осевой зазор в шариковых подшипниках регулируют гайкой. Момент затяжки гайки 12 рулевого колеса должен быть равен 60—80 Н м (6—8 кг/см). Самопроизвольное отвертывание гайки предотвращается стопорной шайбой, усик которой загнут в паз гайки, Шариковые подшипники смазываются смазочным материалом, заложенным в них при сборке. Смазочный материал следует заменять при каждой разборке колонки рулевого управления.

Для системы гидроусилителя ЗИЛ-131 необходимо применять только чистое отфильтрованное масло марки, соответствующей указанной в карте смазывания. Заливать масло надо через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя. Применение загрязненного масла вызывает быстрое изнашивание деталей насоса и гидроусилителя.

При проверке уровня масла в системе гидроусилителя передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо. Перед снятием крышки бачка для проверки уровня масла, его доливки или смены крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином.

Масло следует доливать при работе двигателя в режиме холостого хода до появления масла над сеткой заливного фильтра 23. Полного покрытия сетки не требуется. Фильтры насоса необходимо промывать в бензине. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями
следует проводить дополнительную промывку фильтров растворителем.

При техническом, обслуживании рулевого управления надо проверить крепление картера рулевого механизма к раме, рулевой колонки к кронштейну кабины, рулевого колеса на валу, затяжку гайки сошки, затяжку контргайки регулировочного винта и гаек клиньев крепления карданного вала. При установке шлангов не допускаются их скручивание и резкие перегибы. Момент затяжки гаек шлангов 24—56 Нм (2,4—5,6 кгсм).

Смену масла надо проводить в такой последовательности:

- Отсоединить продольную рулевую тягу ЗИЛ-131,

- Открыть крышку бачка насоса гидроусилителя.

- Повернуть рулевое колесо влево до упора.

- Вывернуть пробку с магнитом из картера рулевого механизма. (Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия картера рулевого механизма).

- Удалить из бачка насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла.

- Промыть шайбу 26, резиновое уплотнительное кольцо 28 крышки насоса и пробку 32 (см. рис. 67) сливного отверстия с магнитом, снять и промыть сетки фильтра насоса и поставить их на место.

- Залить в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.

- Завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма — момент 65—80 Нм (6,5— 8 кгсм).

- При повернутом до упора рулевом колесе залить свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра. Затем, вращая рулевое колесо от упора до упора, доливать масло до тех пор, пока в систему будет залито не менее 2,5 л масла.

- Пустить двигатель, и при работе двигателя в режиме холостого хода вращать рулевое колесо от крайнего правого до крайнего левого положения, удерживая его в этих положениях в течение 2—3 с усилием около 100 Н (10 кгс) и доливая по мере необходимости масло до появления его над сеткой (полного покрытия сетки не требуется). Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса.

- Остановить двигатель, установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое уплотнительное кольцо, шпильки крепления крышки и шайбу и закрепить их гайкой-барашком. Гайку-барашек следует затягивать только пальцами руки. При течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае повреждения сменить ее.

- Присоединить продольную рулевую тягу ЗИЛ-131 и смазать шарнир.

Проверку свободного хода рулевого колеса осуществляют при работе двигателя в режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес. Угол свободного хода рулевого колеса автомобиля при работе двигателя в режиме холостого хода не должен превышать 25° (у нового автомобиля 15°).

Свободный ход следует проверять на автомобиле, установив передние колеса прямо. При превышении свободного хода рулевого колеса допустимого значения необходимо определить, какой узел вызывает увеличенный свободный ход. Для этого надо проверить регулировку тяг
управления, рулевого механизма, зазоры в карданных сочленениях рулевого управления, а также затяжку клиньев крепления карданного вала.

При нарушении регулировки механизма или тяг следует провести необходимую регулировку. При наличии повышенных зазоров в карданных сочленениях карданный вал необходимо заменить или отремонтировать. Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки упорных подшипников. Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо.

При наличии осевого перемещения рулевого колеса необходимо подтянуть гайку, предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков следует загнуть в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 0,1—0,8 Нм (1 — 8 кгс/см). Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отвертыванием для получения заданного момента вращения вала недопустима, так как это может вызвать повреждение подшипника.

Продольная рулевая тяга ЗИЛ-131 имеет трубчатое сечение и регулируемые шаровые шарниры. Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми расположена шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой. Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки и рычага корпуса левой шаровой опоры переднего моста.

При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного для шплинтовки положения, но не менее чем на 1/4 оборота. Следует помнить, что полное устранение зазоров в шарнирах недопустимо, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.

Для удержания в шарнирах смазочного материала и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрыты войлочными накладками.

Поперечная рулевая тяга имеет на концах правую резьбу с разным шагом для навинчивания головок с шаровыми шарнирами, при помощи которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес.

Головки шарниров имеют верхние и нижние вкладыши и пружину, поджимающую вкладыш. Шарниры не нуждаются в регулировке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания. Момент затяжки гаек шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг составляет 230— 270 Нм (23—27 кгсм).

Следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор в шарнире продольной рулевой тяги.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________