КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Насос ГУР ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Насос гидроусилителя рулевого управления ЗИЛ-131 (рис. 70) приводится в действие ремнем от шкива, коленчатого вала. Шкив 1 насоса закреплен на валу 5 разжимной конусной втулкой 32, шпонкой и гайкой.

Насос — пластинчатого типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и два — нагнетания.

Ротор 9 насоса имеет пазы, в которых перемещаются лопасти 18. Ротор установлен на валу 5 насоса на шлицах; посадка ротора на шлицах — свободная. Положение статора 8 относительно корпуса 2 насоса должно быть таким, чтобы направление стрелки на статоре совпадало с
направлением вращения вала насоса.



Рис.70. Насос гидроусилителя руля ЗИЛ-131

Лопасти насоса ГУР должны перемещаться в пазах ротора без заеданий. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под лопастями.

В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при вращении ротора вытесняется в полости нагнетания. Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно отшлифованы. Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и т. п. недопустимо.

На насосе установлен бачок 21 для масла, закрывающийся крышкой 25, которую стягивает гайка-барашек 27. Под гайкой-барашком находятся шайба 26 и уплотнительное кольцо 28, которые вместе с резиновой прокладкой 22 уплотняют внутреннюю полость бачка. В крышку бачка ввернут предохранительный клапан 24 для ограничения давления внутри бачка.

Масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос ЗИЛ-131, проходит через сетчатый фильтр 7, расположенный внутри бачка. На случай засорения фильтра предусмотрен предохранительный клапан 12.

Насос ГУР имеет два клапана, расположенных в крышке 11 насоса. Предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного клапана, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 6,5—7,5 МПа (65— 75 кгс/см2). Перепускной клапан 13 ограничивает количество
масла, подаваемого насосом к гидроусилителю, при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Перепускной клапан работает следующим образом. Гнездо клапана соединено с одной стороны с полостью нагнетания насоса, а е другой — с линией нагнетания системы гидроусилителя, которая соединена с полостью нагнетания насоса калиброванным отверстием А.

При повышенной подаче масла в систему гидроусилителя ЗИЛ-131 (в результате возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя) разность давления в полости нагнетания насоса и линии нагнетания системы из-за наличия сопротивления отверстия А повышается, и,
следовательно, увеличивается разность давлений на торцах перепускного клапана.

При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан вправо, возрастает настолько, что пружина сжимается, и клапан, перемещаясь, соединяет полость нагнетания с бачком. Таким образом, дальнейшее увеличение подачи масла в систему почти прекращается.

Для предотвращения шума и ускоренного изнашивания насоса при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя масло, которое перепускается клапаном 13, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и каналы всасывание.

Для этой цели служит коллектор 19, у которого внутренний канал, сообщающийся с полостью перепускного клапана, имеет малое сечение. Это приводит к резкому увеличению скорости потока перепускаемого масла во всасывающую полость корпуса и создает некоторое повышение давления во всасывающей магистрали.

При эксплуатации необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазывания, проверять уровень масла в бачке и промывать фильтры насоса. Следует также проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого привода.

Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого привода. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого привода под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть равен 8—14 мм.

Разборка и проверка насоса проводится на снятом с автомобиля насосе. Кроме того, следует предварительно слить масло, очистить и промыть наружную поверхность насоса.

Разборку и проверку насоса ГУР ЗИЛ-131 следует проводить в таком порядке:

- Снять крышку бачка и фильтры.

- Снять бачок, отвернув четыре болта.

- Установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и сиять крышку насоса, отвернув четыре болта. При снятии крышки удержать клапан от выпадания.

- Отметить положение распределительного диска относительно статора и снять диск со штифтов.

- Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).

- Снять ротор вместе с лопастями. Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. Нельзя также изменять порядок расположения лопастей. Статор, ротор и лопасти следует заменять только комплектно.

- В случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса вместе с передним подшипником.

- Проверить легкость перемещения перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. В случае необходимости — зачистить забоины или заменить детали комплектно.

- Проверить затяжку седла предохранительного клапана и, если необходимо, подтянуть его — момент 16— 20 Нм (1,6—2 кг/см).

- Проверить, нет ли грязи во всех каналах деталей насоса, и очистить каналы.

- Проверить, нет ли задиров или следов износа на торцовых поверхностях ротора корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или износа притереть эти поверхности на плите, после чего стали тщательно промыть.

- Проверить, свободно ли перемещаются лопасти в пазах ротора и не изношены ли они чрезмерно.

Сборку насоса ГУР ЗИЛ-131 проводить с соблюдением требований, указанных выше при описании сборки рулевого механизма (см. и. 1—3) в такой последовательности:

- Установить статор, ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса.

- Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана должен быть обращен внутрь отверстия.

- Затянуть болты, крепящие бачок с коллектором, моментом, равным 6—8 Нм (0,6—0,8 кгсм).

- Затянуть болты, крепящие крышку насоса, моментом 44—56 Нм (4,4—5,6 кгсм).

- Затянуть гайку, крепящую шкив насоса, моментом, равным 50—65 Нм (5—6,5 кгсм).

Проверку давления, создаваемого насосом, следует вести, установив между насосом и шлангом высокого давления специальное приспособление, имеющее манометр со шкалой до 10 МПа (100 кгс/м) и вентиль, закрывающий подачу масла к гидроусилителю ЗИЛ-131.

Для проверки необходимо выполнить следующие операции:

- Открыть вентиль в приспособлении.

- Пустить двигатель и при работе двигателя в режиме холостого хода медленно завернуть вентиль. При исправном насосе давление должно быть не менее 6 МПа (60 кг/см2).

- Открыть вентиль. Повернуть колеса вправо до упора и зафиксировать давление по манометру.

- Повернуть колеса влево до упора и зафиксировать давление.

- При исправном рулевом механизме в каждой из этих проверок давление не должно быть ниже 5,5 МПа (55 кгс/см2).

- Во время проверки (во избежание повреждения насоса в результате перегрева) нельзя держать более 5 с вентиль в закрытом положении или колеса повернутыми до упора.

- Проверку необходимо проводить при температуре масла в бачке насоса 65—75 °С, В случае необходимости масло можно нагреть, поворачивая рулевое колесо от упора до упора с удержанием его в крайних положениях не более 5 с.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________