КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Компоненты пневматического тормозного привода ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Компрессор ЗИЛ-131 — поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Поршни — алюминиевые, с плавающими пальцами; от осевого перемещения пальцы в бобышках поршня фиксируются стопорными кольцами. Воздух из воздушного фильтра двигателя
поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны.

Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны. Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя.

Подача воздуха в пневматическую систему отключается компрессором следующим образом. При достижении давления воздуха в пневматической системе 0,73—0,79 МПа (7,3—7,9 кгс/см2) регулятор давления подает сжатый воздух по каналу в блоке цилиндров под плунжеры разгрузочного устройства. Они, поднимаясь, открывают впускные клапаны двух цилиндров, прекращая подачу возможность свободно переходить из цилиндра в цилиндр.

Когда давление воздуха в пневматической системе ЗИЛ-131 снизится до 0,6—0,64 МПа (6—6,4 кгс/см2), регулятор прекращает подачу сжатого воздуха под плунжеры разгрузочного устройства. Воздух из-под плунжеров выходит в атмосферу; плунжеры под действием пружины коромысла
опускаются, освобождая впускные клапаны, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Масло к трущимся поверхностям деталей компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Коренные шариковые подшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Необходимо проверять затяжку гаек, крепление компрессора на головке двигателя, крепление шкива, натяжение приводного ремня, затяжку гаек шпилек, крепящих головку, и других крепежных деталей.

Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно, в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 12—17 Нм (1,2— 1,7 кгсм). Через 80—100 тыс. км пробега при сезонном обслуживании (весной) надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов, седел, плунжеров, воздушных каналов, а также для проверки работы и герметичности клапанов и плунжеров разгрузочного устройства.

Клапаны, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску». Необходимо проверить состояние уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства и при необходимости заменить кольца.

Комбинированный тормозной кран ЗИЛ-131 (рис. 78), состоящий из двух секций, объединенных в одном корпусе, предназначен для управления пневматическим приводом тормозов автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа).



Рис.78. Комбинированный тормозной кран ЗИЛ-131

Механический привод обеих секций осуществляется парой рычагов. Нижняя секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а верхняя — тормозами прицепа или полуприцепа. У обеих секций унифицированы клапаны и мембранные следящие механизмы.

Два сдвоенных сферических клапана вместе с впускными седлами и возвратными пружинами 13 установлены в крышках 18 крана. Две следящие мембраны 9 с седлами 10 выпускных клапанов зажаты между корпусом 8 крана и крышками 18.

В каждой секции установлена уравновешивающая пружина, регулирующая давление сжатого воздуха, подаваемого тормозным краном в зависимости от усилия, приложенного к рычагу крана. Уравновешивающая пружина 5 секции прицепа смонтирована на штоке 7, ее предварительное натяжение регулируется перемещением направляющей 6 штока.

У равновешивающая пружина 20 секции тормозов тягача смонтирована в стакане 21; предварительный натяг пружины регулируется прокладками. С помощью рычага 17, соединенного с приводом стояночного тормоза, можно привести в действие только секцию прицепа с последующим затормаживанием автомобиля стояночным тормозом.

При заполнении пневматической тормозной системы ЗИЛ-131 сжатым воздухом последний при закрытом выпускном клапане 12 через открытый впускной клапан 15 секции прицепа поступает в соединительную магистраль прицепа. При достижении заданного давления пружина 5 сжимается, и впускной клапан 15 перекрывает магистраль прицепа. После этого оба клапана секции прицепа и выпускной клапан тягача остаются закрытыми.

В случае торможения усилие от педали передается на приводной рычаг 4. Вначале открывается выпускной клапан 12 секции прицепа. Сжатый воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу. Затем закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан секции тягача, и сжатый воздух, поступает в тормозные камеры тягача.

При оттормаживании снимается нагрузка с приводного рычага, закрывается выпускной клапан, открывается впускной клапан секции прицепа, и сжатый воздух из ресиверов поступает в магистраль прицепа; одновременно закрывается впускной клапан, открывается выпускной клапан секции тягача, и сжатый воздух из тормозных камер тягача выходит в атмосферу

Уход за краном заключается в осмотре, проверке герметичности крана и очистке его от грязи. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так как попадание грязи внутрь крана па трущиеся поверхности может привести к
выходу его из строя.

Необходимо проверять герметичность тормозного крана ЗИЛ-131 при помощи мыльной эмульсии. Утечка воздуха через выпускное отверстие в отторможенном положении свидетельствует о негерметичности выпускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом прицепа, либо впускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом автомобиля.

При торможении через выпускное отверстие должен выйти воздух из магистрали прицепа; если через 1—2 с после нажатия на педаль воздух продолжает выходить, это свидетельствует о неплотности впускного клапана секции, управляющей рабочим тормозом прицепа, или выпускного
клапана секции, управляющей рабочим тормозом автомобиля. Если после двух-трех повторных торможений утечка воздуха продолжается, следует извлечь и осмотреть указанные клапаны и их седла.

При необходимости надо отрегулировать в отторможенном состоянии давление воздуха в секции, управляющей тормозами прицепа, которое должно быть в пределах 0,52—0,57 МПа (5,2—5,7 кгс/см); при ввинчивании направляющей давление повышается. После регулировки давления
положение направляющей штока необходимо зафиксировать контргайкой 22.

Разборку, чистку и регулировку тормозного крана ЗИЛ-131 должен выполнять квалифицированный механик и только в условиях мастерской.

Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса тормозного крана и его крышек указывает на повреждение мембраны или на негерметичность деталей крана в месте сопряжения их с мембраной. Поврежденную мембрану следует заменить.

Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля и прицепа. Крышка предохраняет систему от попадания в нее пыли и грязи. Если соединительная головка автомобиля не соединена с головкой прицепа, крышка всегда должна быть закрыта.

Перед соединением головок тягача и прицепа следует затормозить автомобиль стояночным тормозом. Если воздух выходит между соединенными головками, проверить резиновые уплотнители и при необходимости заменить их. Кран отбора воздуха из ресивера находится на правом переднем ресивере.

Тормозные камеры ЗИЛ-131, показанные на рис. 79, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес при включении рабочей тормозной системы. Мембрана зажата между корпусом камеры и крышкой с помощью стяжного хомута, состоящего из двух полуколец. Камера крепится двумя болтами, Шток камеры заканчивается резьбовой вилкой, которая соединяется с регулировочным рычагом пальцем.



Рис.79. Тормозная камера ЗИЛ-131

Подмембранная полость соединена с атмосферой через дренажные отверстия в корпусе камеры.

При торможении, т. е. при подаче сжатого воздуха через бобышку в полость крышки, мембрана, прогибаясь, воздействует на диск, который перемещает шток тормозной камеры. Регулировочный рычаг поворачивается вместе с валом разжимного кулака. Кулак прижимает колодки к
тормозному барабану с силой, пропорциональной давлению поданного в камеру сжатого воздуха.

Обслуживание тормозных камер заключается в проверке крепления камер к кронштейнам и проверке их герметичности. Для проверки герметичности нужно, нажав на педаль тормоза, наполнить камеры сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут, дренажные отверстия в корпусе и место присоединения шланга в камере.

Не герметичность, выявленная в зоне хомута или дренажных отверстий корпуса камеры, устраняется подтяжкой болтов хомута, а не герметичность в зоне бобышки — подтягиванием штуцера подводящего шланга или трубки.

При проверке пневмопривода ЗИЛ-131 перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 0,45 МПа (4,5 кгс/см). Во время движения давление в пневматической системе тормозов должно быть в пределах 0,6— 0,79 МПа (6—7,9 кгс/см). Можно допускать только
кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях.

Во избежание полноты израсходования воздуха при частых торможениях запрещается останавливать двигатель на длинных спусках.

Увеличение давления выше 0,79 МПа (7,9 мкг/см2) указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства; повышение давления более 1,5 МПа (10,5 кгс/см2) указывает, кроме того, на не-исправность предохранительного клапана. В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.

При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в ресиверах (верхняя шкала манометра) должно несколько снизиться, а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в ресиверах. После этого не должно быть заметного колебания стрелок манометра, пока педаль тормоза остается нажатой.

Дальнейшее понижение давления в этом случае свидетельствует о нарушении герметичности пневматической системы. После того как педаль тормоза резко отпущена, время снижения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 с.

При свободном положении педали тормоза и неработающем двигателе снижение давления в тормозной системе из-за негерметичности системы (по показанию верхней стрелки манометра) не должно превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин. Быстрое снижение давления при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы.

Место сильной утечки воздуха можно определить на слух. Место незначительной утечки может быть определено при помощи мыльной эмульсии, которой следует смочить места возможной утечки. Утечку воздуха через соединения устраняют, подтягивая соединительную арматуру.

Следует проверить, нет ли касания шлангов передних тормозных камер о колеса, повернутые до отказа влево и вправо. В случае касания шланга следует ослабить его гайку и, поворачивая наконечник шланга на небольшой угол, устранить касание, после чего затянуть гайку.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тормозов ЗИЛ-131 необходимо периодически открывать краны в ресиверах и сливать конденсат.

Надо помнить, что слить конденсат из ресиверов можно только при наличии в них сжатого воздуха. Не следует допускать скопления большого количества конденсата в ресиверах.

Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха, поэтому при влажной погоде необходимо сливать конденсат после окончания работы. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Зимой надо особенно тщательно следить за сливом конденсата из ресиверов во избежание замерзания его в системе трубопроводов пневматического привода тормозов. В случае замерзания конденсата нельзя подогревать тормозной кран, трубопроводы и ресиверы открытым пламенем (факелом, паяльной лампой и др.).

Регулировку пневматического привода тормозной системы ЗИЛ-131 следует проводить при закрытом кране управления давлением системы регулирования давления воздуха в шинах. Необходимо проверять регулировку пневматического привода тормозов и ход штоков тормозных камер. Давление воздуха в пневматическом приводе рабочих тормозов надо регулировать в следующем порядке:

При работе двигателя в режиме холостого хода необходимо поднять давление воздуха в пневматической системе до верхнего предела регулирования по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов; при этом показание нижней шкалы (давление воздуха в тормозных камерах) должно быть равно нулю. Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза.

При приложении к концу педали усилия 200—300 Н (20—30 кгс) давление воздуха в тормозных камерах должно стать равным давлению воздуха в ресиверах, и показания манометров должны быть одинаковыми. При этом педаль не должна доходить до пола на 10—30 мм.

Если педаль упирается в пол или если зазор не соответствует указанному, необходимо выполнить следующее: отрегулировать положение педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом привода, при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.

Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то при наличии сжатого воздуха в ресиверах свободный ход конца педали тормоза должен быть равен 40—60 мм. Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать давление воздуха в соединительной магистрали пневматического вывода для управления тормозами прицепа.

Для этого надо присоединить манометр к соединительной головке. В отторможенном состоянии манометр должен показывать давление 0,52—0,57 МПа (5,2— 5,7 кгс/см2). Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо отрегулировать секцию крана, управляющую тормозами прицепа.

Регулировку следует проводить в таком порядке: снять корпус 24 (см. рис. 78) рычагов тормозного крана, ослабить контргайку 22 и, вращая направляющую 6 штока, установить давление воздуха, подаваемого в магистраль прицепа, в пределах, указанных выше. Затем надо завернуть контргайку и поставить на место корпус рычагов (обязательно поставить на место уплотнительную прокладку корпуса рычагов).

При плавном нажатии на педаль тормоза давление по показаниям манометра, подключенного к соединительной головке, должно плавно уменьшаться и снизиться до нуля при полном нажатии на педаль. Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные
показания манометра.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________