КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Карданная передача ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Карданная передача автомобиля ЗИЛ-131 состоит из четырех карданных валов (рис. 45). Конструкция всех карданных валов одинакова (рис. 46); карданный вал привода промежуточного моста имеет большие размеры, чем все остальные.

Каждый карданный вал представляет собой тонкостенную трубу, к одному концу которой приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все восемь шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки 16 и крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 14. Шарниры не требуют пополнения смазочным материалом в процессе эксплуатации.



Рис. 45. Схема расположения карданных валов ЗИЛ-131

Для удержания смазочного материала и предохранения от загрязнения подшипники 14 снабжены уплотнением, состоящим из сальника радиального уплотнения, вмонтированного в обойму подшипника, и из торцового уплотнения, напрессованного на шипы крестовин.

Карданные валы имеют герметичное шлицевое соединение; смазочный материал во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой 6, заваль нова иной в шлицевой втулке 7, а также резиновым 9 и войлочным 11 кольцами. Оба кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения.



Рис.46. Карданный вал привода заднего моста ЗИЛ-131

Карданные валы динамически сбалансированы, балансировка осуществлена приваркой балансировочных пластин 5 на обоих концах трубы.

При эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131 необходимо выполнять следующее:

- Проверять крепления фланцев, карданов. Все болты крепления должны быть затянуты.

- При ослаблении крепления болтов опорных пластин подшипников крестовины подтянуть их; момент затяжки должен быть равен 14—18 Нм (1,4—1,8 кгсм).

- Проверять зазор шлицевого соединения. При увеличении зазора вследствие изнашивания шлицев надо заменить вал. При сборке карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой.

- Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть затянуты и застопорены загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта.

- Строго соблюдать сроки смазывания шлицев карданной передачи, указанные в карте смазывания. Для смазывания шлицев соединений надо их разобрать, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой втулки, заложить в эту полость свежий смазочный материал и снова собрать вал.

Для смазывания шлицевого соединения следует использовать определенное количество смазочного материала, указанное в карте смазывания.

При сборке шлицевого соединения необходимо следить за тем, чтобы разрезные шайбы 12 войлочного кольца 11 были установлены так, что разрезы в них были направлены в противоположные стороны.

В случае возникновения затруднений при перемещении карданных валов в шлицевом соединении нужно выполнить следующее: отвернуть гайку 10 сальника; удалить лишний воздух из шлицевого соединения, для чего 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке и затем затянуть гайку 10.

При снятии кардана с автомобиля ЗИЛ-131 или при установке его на автомобиль нельзя вставлять в шарнир монтажную лопатку или другие предметы для провертывания карданного вала, так как при этом повреждаются уплотнения, что может привести к преждевременному выходу из строя
карданных шарниров.

В эксплуатационный период разбирать шарнир следует только в случае выхода из строя его деталей. Для разборки шарнира следует пользоваться специальным съемником. При использовании для разборки молотка нарушается соосность отверстий в вилках, что резко снижает долговечность шарниров.

Во время разборки надо следить за тем, чтобы не были повреждены торцовые уплотнения. Установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемый натяг торцового уплотнения на посадочном пояске шипа.

Сборку шарнира кардана ЗИЛ-131 с радиальными торцовыми резиновыми уплотнениями подшипников можно выполнить одним из следующих способов:

1. Торцовое уплотнение предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после чего крестовину вставить в вилку (фланец). Остальные торцовые уплотнения установить на шипы через отверстия под подшипники, в вилках (фланцах) и напрессовать на посадочные пояски
шипа.

2. Крестовину без торцовых уплотнений вставить в вилку (фланец), затем на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) напрессовать торцовые уплотнения.

Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальным приспособлением — оправкой.

Если в комплекте запасных частей торцовых уплотнений не имеется, то допускается устанавливать подшипники без торцового уплотнения, однако при этом долговечность шарнира значительно снижается.

Перед напрессовкой на шипы крестовин торцовых уплотнений закладывается смазка № 158.

В шарнирах переднего, заднего и основного карданных валов смазочный материал закладывают в глухие отверстия шипов (1,1 — 1,3 кг) и в игольчатые подшипники (3,7—4,2 г), а в шарнирах привода промежуточного моста — в глухие отверстия шипов (3,5—4 г), в игольчатые подшипники
(4—4,5г), в полость между рабочими кромками торцового уплотнения (1,7—2 г).

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________