КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Кабина, рама и платформа ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Устройство кабины ЗИЛ-131

Кабина автомобиля ЗИЛ-131 — цельнометаллическая, трехместная; имеет разрезное, состоящее из двух половин, панорамное неоткрывающееся ветровое стекло.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками, которые имеют тормозной механизм, смонтированный в барабане на приводном валике, предохраняющий стекло от произвольного опускания. В эксплуатации они не требуют регулирования.

Обе двери имеют замки, открывающиеся снаружи и изнутри кабины. Замки левой и правой дверей могут быть установлены изнутри кабины на предохранитель. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом для включения зажигания.

Для открывания двери изнутри на внутренней ее панели установлен привод с поворотной ручкой. При повороте ручки на себя дверь открывается. При повороте ручки от себя дверь запирается изнутри па предохранитель, причем ручка автоматически возвращается в нейтральное положение. При движении автомобиля замки должны быть установлены на предохранитель.

Стеклоподъемники дверей, замки и приводы замков дверей на заводе смазывают смазкой M3-10. В процессе эксплуатации их надо смазывать в соответствии с картой смазывания. Устанавливают и снимают замки и стеклоподъемники через люк внутренней панели двери.

Сиденья в кабине ЗИЛ-131: одноместное сиденье для водителя и двухместное для пассажиров. Подушку пассажирского сиденья устанавливают в подставку (в подставке хранится инструмент), а спинку навешивают на заднюю стенку кабины. Пассажирское сиденье регулировки не имеет. Сиденье водителя регулируют в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону спинки.

Сиденье водителя состоит из подушки и спинки, установленных на трубчатом каркасе, к нему прикреплены подвижные направляющие механизма горизонтального передвижения сиденья и кронштейны, которым сиденье крепится к полу кабины. Левая подвижная направляющая имеет восемь вертикальных вырезов для стопорения.

Для осуществления вертикальной регулировки в кронштейнах имеются три круглых и три овальных отверстия. Перестановкой сиденья на соответствующие отверстия кронштейна изменяют положение сиденья водителя по высоте.

Горизонтальное перемещение сиденья осуществляется при помощи передвижения подвижных направляющих, на которых крепится каркас сиденья. Для передвижения необходимо поднять вверх рычаг, расположенный слева от сиденья.

В случае необходимости перемещения сиденья в заднее положение на величину, большую, чем допускает горизонтальное положение сиденья, надо изменить наклон сиденья. Изменение углов наклона спинки сиденья водителя осуществляется установкой кронштейна крепления в нужное отверстие.

Кабина ЗИЛ-131 оборудована пневматическим стеклоочистителем ветрового стекла, имеющим привод на две щетки, и двумя противосолнечными козырьками. На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и правой стороны установлены зеркала.

Стеклоочиститель ветрового стекла кабины включен в пневматическую систему тормозного привода. Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределителем и механизмом укладки щеток по нижней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов привода щеток, а также крана управления стеклоочистителем.

Включается стеклоочиститель поворотом против часовой стрелки головки крана, расположенной на панели приборов. Вращая головку, можно регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя.

При вращении головки против часовой стрелки интенсивность работы щеток стеклоочистителя увеличивается, по часовой стрелке — уменьшается.

Конструкция рамы ЗИЛ-131

Рама автомобиля ЗИЛ-131 — клепаная, лонжероны швеллерного сечения соединены штампованными поперечинами. На передних концах лонжеронов установлены жесткие буксирные крюки.

Рама снабжена жестким буфером спереди и двумя упругими буферами сзади. Передний буфер снабжен откидной подножкой. Задние буфера при буксировании прицепов необходимо снимать, установив болты крепления задней поперечины на прежние места.



Рис.51. Тягово-сцепное устройство ЗИЛ-131

В задней поперечине рамы для соединения с петлей дышла прицепа установлено тягово-сцепное устройство (рис. 51) с двусторонней амортизацией, снабженное резиновым упругим элементом, заключенным в закрытый корпус. На задней поперечине рамы установлены также рым-болты для
крепления аварийных цепей прицепа.

При сборке тягово-сцепного устройства гайка 4 должна быть завернута до упора во фланец 7. Провертыванием гайки надо совместить прорези в гайке 4 с отверстием в хвостовике крюка 2, а затем установить шплинт.

При совмещении отверстий допускается осевое перемещение до 0,5 мм. В процессе эксплуатации гайку 4 нельзя использовать для регулирования осевого перемещения крюка, так как навертывание и свертывание гайки приводит к увеличению осевого перемещения крюка.

При появлении осевого перемещения крюка после длительной эксплуатации автомобиля с прицепом следует разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 7 и 9 и заменить изношенные детали.

В случае усадки резинового буфера 3 рекомендуется установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами 7 и 9 и резиновым буфером 3, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место колпак 5.

Поверхность сцепной петли прицепа должна быть ровной и гладкой. При ремонте наваркой металла изношенная петля должна быть тщательно зачищена для придания ей геометрически правильной формы. Несоблюдение этого правила приведет к заклиниванию петли в зеве крюка и к поломке зева при повороте автопоезда.

Применение сцепной петли прицепов с меньшим сечением приводит к увеличению износа и сокращению срока службы тягово-сцепного устройства, также задней поперечины рамы ЗИЛ-131.

При эксплуатации следует проверять плотность заклепочных соединений рамы обстукиванием головок заклепок молотком, а также следить за отсутствием трещин в полках лонжеронов и поперечин. Ослабленные или срезанные заклепки надо заменить болтами с пружинными шайбами.

Необходимо смазывать тягово-сцепное устройство в соответствии с картой смазывания. На седельном тягаче ЗИЛ-131НВ взамен тягово-сцепного устройства в задней поперечине рамы установлена жесткая петля. Эта петля применяется только для буксирования неисправного автомобиля задним ходом на короткое расстояние. Пользоваться ею для буксирования других автомобилей нельзя.

Платформа ЗИЛ-131

Платформа автомобиля ЗИЛ-131 — деревянная, с металлическими поперечными балками основания. Задний борт — откидной, передний и боковые борта не откидываются. Вдоль боковых бортов установлены откидные скамейки. Задний борт имеет жестко закрепленные подножки и откидное ограждение; боковые борта — решетки.

Платформа автомобиля снабжена средней съемной скамейкой. При установке в рабочее положение скамейка опирается на передний и задний борта платформы и откидные ножки.

От поперечных и вертикальных перемещений скамейка фиксируется специальными скобами на бортах и фиксатором задней ножки в полу платформы; от продольных перемещений она фиксируется на переднем борту платформы. Средняя скамейка снабжена съемной спинкой. При
установке средней скамейки на платформе можно разместить 24 человека.

Если нет необходимости пользоваться средней скамейкой, то ее навешивают на левый борт платформы, а спинку на правый; для этого на решетках бортов платформы предусмотрены специальные крючки. Для предотвращения соскакивания сиденья и спинки они крепятся ремнем к средней стойке бокового борта.

В платформе ЗИЛ-131 имеется кнопка для звуковой сигнализации в кабину автомобиля. Выключатель звукового сигнализатора (зуммера) укреплен на кронштейне с левой стороны платформы. В платформе имеются также гнезда для установки дуг и тента.

Тент платформы надевается на дуги и крепится к крючкам платформы в нижней ее части. Для вентиляции помещения в торцах тента предусмотрены вентиляционные клапаны. При складывании тента габаритные размеры пакета должны составлять 700x500x320 мм. Сложенный тент укладывают между кабиной и платформой.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________