КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130

___________________________________________________________________________

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 25). Водяной насос (рис.26) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие.

Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.



Рис. 25. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130

1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

Ремонт водяного насоса ЗИЛ-130

Корпус водяного насоса ЗИЛ-130 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4, корпус подшипников — из серого чугуна марки СЧ15-32, а валик — из стали 40Х. Твердость валика после термической обработки 241—285. Сколы на фланце корпуса водяного насоса устраняют наплавкой.

Перед сваркой партию корпусов водяных насосов (водяной помпы) в течение 1,5 ч нагревают в электрической печи до 180—200°С, а затем наплавляют. Привалочная плоскость фланца корпуса водяного насоса в процессе ремонта, а также в период эксплуатации может покоробиться.

При короблении более допустимого размера плоскость фланца фрезеруют «как чисто», выдерживая высоту фланца не менее 48,0 мм. Трещины на корпусе водяного насоса ЗИЛ-130 заваривают после нагревания детали до 180—200° С.

Перед сваркой концы трещины накернивают, засверливают на глубину 3 мм и обрабатывают под углом 90°. При износе или срыве более двух ниток резьбы М8 X1,0 резьбовое отверстие рассверливают до диаметра 9,0 мм и заваривают.

Затем плоскость крепления корпуса подшипников водяного насоса фрезеруют «как чисто», выдержав размер между торцовыми плоскостями корпуса не менее 48,0 мм. При износе поверхности бобышек на фланцах под болты крепления поверхность бобышек цекуют «как чисто» до исчезновения следов выработки.

После ремонта проверяют плоскость поверхности крепления корпуса подшипников и фланцев. Фланцы должны лежать в одной плоскости так же, как поверхности под крепление корпуса подшипников с точностью 0,1 мм.

Обломанный буртик под замочное кольцо в корпусе подшипников помпы ЗИЛ-130 наплавляют газовой сваркой. Участки, где имеются сколы, захватывающие отверстия под болты крепления корпуса подшипников к корпусу водяного насоса, наплавляют газовой сваркой.

После наплавки сварочный шов зачищают, кроме плоскости прилегания к корпусу водяного насоса, выдерживая при этом диаметр бобышки, равный 20,0 мм и высоту бобышки равную 10 мм. Плоскость прилегания к корпусу водяного насоса при необходимости протачивают заподлицо с основным металлом.

Непараллельность плоскости должна быть не более 0,1 мм. При износе торцовой поверхности, сопрягаемой с упорной шайбой крыльчатки вала водяной помпы ЗИЛ-130, в отверстие переднего подшипника запрессовывают втулку.

При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 27). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.



Рис. 26. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-130

1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — уплотнения; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса

Радиатор охлаждения ЗИЛ-130

Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами - впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).

При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание. Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ЗИЛ-130 контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.

Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.



Рис. 27. Схема проверки натяжения приводных ремней

1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода

Проверка термостата ЗИЛ-130

Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 28).



Рис. 28. Схема работы термостата ЗИЛ-130


а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 —мембрана; 4 — направляющая втулка; 6 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода

Для ускоренного прогрева и для поддержания лучшего теплового режима двигателя в систему охлаждения ЗИЛ-130 установлен термостат с твердым наполнителем.

Открытие клапана в таком термостате происходит под действием плавления при нагревании и расширения активной массы, которая давит на диафрагму, на шток и рычаг с клапаном.

Закрывается клапан под действием пружины при остывании и уменьшении объема активной массы.

Действие термостата ЗИЛ-130 большей частью нарушается из-за отложения накипи на его деталях, а также от нарушения прочности резиновой диафрагмы.

Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле.

Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начаться после того, как стрелка указателя температуры (на щитке приборов) охлаждающей жидкости покажет 71,5°С.

Убедившись, что термостат исправен, его ставят на двигатель и собирают узел. Неисправный термостат заменяют новым.

Проверка приводных ремней двигателя ЗИЛ-130

На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор, насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в движение приводными клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала, причем шкив водяного насоса с вентилятором вращается от двух
ремней.

Один ремень, идущий на шкив насоса гидроусилителя, охватывает шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной стороны.

Шкив компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного насоса ЗИЛ-130. Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах.

Если ремень натянут слабо, то это вызывает проскальзывание и износ ремня, уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса, якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и уменьшению производительности насоса гидроусилителя.

Чрезмерное натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к быстрому износу ремня. Проверять натяжение ремней необходимо при ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.

Уход за системой охлаждения ЗИЛ-130

В радиатор ЗИЛ-130 необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.

В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.

Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-130 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения ЗИЛ-130 надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя).

Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана.

Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми.

Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость. При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Если двигатель холодный, то клапан термостата ЗИЛ-130 будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения ЗИЛ-130 и обязательно прочищать их при значительной засоренности.

Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью. Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно.

Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора.

Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора ЗИЛ-130 (после обкатки радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта.

Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.


_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________