КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Сборка автомобиля ЗИЛ-130

___________________________________________________________________________

Сборка автомобиля ЗИЛ-130 заключается в установке на его раму в определенной последовательности собранных, испытанных и окрашенных узлов и агрегатов. Сборку автомобиля выполняют поточно-постовым методом, применяя для транспортирования автомобиля с одного поста на другойгрузонесущий конвейер, аналогичный по своей конструкции конвейеру для разборки.

На первом посту сборки раму устанавливают на конвейер, располагая горизонтальные нижние полки продольных балок в верхнем положении. Затем на раму устанавливают и закрепляют обоймы и дополнительные буфера передних и задних рессор, тягу соединения двигателя с рамой в сборе с чашками и буферами.

На передние кронштейны крепления устанавливают передний и задний мосты в сборе с рессорами, совмещают отверстия передних ушков рессор с отверстиями в кронштейнах, вставляют и закрепляют пальцы, предварительно смазав их наружние поверхности маслом ТАп-15. Установив задние концы рессор накладками на сухари задних кронштейнов, вставляют втулки, совмещают отверстия вкладышей, втулок, устанавливают стяжные болты и закрепляют их гайками, поставив пружинные шайбы. В пальцы ушков передней и задней рессоры ввертывают
масленки. Вставив в отверстия кронштейнов рамы и передней оси пальцы крепления, устанавливают и закрепляют амортизаторы передней подвески.

В гнездо кронштейнов задней опоры двигателя ЗИЛ-130 устанавливают и закрепляют опорные подушки. Надев хомуты и подложив под них деревянные подкладки, устанавливают и закрепляют воздушные баллоны. Тормозной кран с промежуточным рычагом и кронштейном.
Устанавливают и закрепляют пневматические трубопроводы, применяя скобы и соединительные штуцеры, тройники и угольники, предварительно смазав все соединения резиновой смолой № 80 МХП 1856-48. Пневматические трубопроводы соединяют с тормозным краном, воздушными
баллонами и тормозными камерами переднего и заднего тормоза.

Монтируют карданную передачу (основной и промежуточный карданные валы), предварительно установив передний конец на технологическую поддержку, и закрепляют промежуточную опору на второй поперечине рамы, а задний конец вала — на фланце ведущей конической шестерни
редуктора, обеспечивая момент затяжки гаек 8—9 кГм. Брызговики двигателя, глушитель, амортизатор глушителя и приемные трубы глушителя закрепляют на раме автомобиля. Установив на переднюю и заднюю части рамы приспособление, шасси поднимают над конвейером и
переворачивают.

Под переднюю и заднюю оси подкладывают деревянные подкладки и опускают шасси на конвейер. После этого устанавливают буксирный прибор в сборе с корпусом, фланцем, буфером, крышкой, буксирным крюком, гайкой крепления и колпаком гайки. Предварительно смазав соединения трубопроводов резиновой смолой № 80 МХП 1856-48, устанавливают и соединяют с трубопроводами гибкие шланги тормозных камер переднего и заднего тормозов. Соединив разобщительный кран с соединительной головкой и кронштейном, его устанавливают и закрепляют на поперечину рамы и соединяют с тормозным краном тормозной трубкой.

На раме устанавливают и закрепляют кронштейн вала педали сцепления ЗИЛ-130, предварительно поставив на нижний болт крепления кронштейна скобу в сборе с проводом аккумуляторная батарея — стартер. Установив в шпоночную канавку вала педали шпонку и надев на него рычаг педали сцепления, рычаг закрепляют стяжным болтом, подложив под головку болта пружинную шайбу. На вал педали надевают рычаг управления
тормозным краноми устанавливают его в отверстие кронштейна.

В шпоночную канавку наружнего конца вала устанавливают шпонку, надевают педаль привода сцепления и закрепляют стяжным болтом. Между деталями вала педали люфт не допускается. В резьбовое отверстие торца вала завертывают угловую масленку, обеспечивая направление конца
масленки вниз. В ушко нижней части педали сцепления устанавливают оттяжную пружину.
Совместив отверстия в рычаге управления тормозным краном и вилке тяги и привода тормозного крана, вставляют палец и фиксируют его положение шплинтом. Аналогично устанавливают и закрепляют тягу с рычагом педали сцепления.

В отверстия поперечины буксирного прибора устанавливают и закрепляют рым-болты цепи прицепа. Установив и закрепив на раме передний и задний кронштейны, на них монтируют балки крепления и опору топливного бака, смазывают клеем 4010 (ТУ 510-49) наружные поверхности балок и опор,устанавливают и приклеивают к ним прокладки. Гнездо аккумуляторной батареи, передний и задний кронштейны крепления закрепляют на раме. На продольные балки рамы монтируют правый и левый кронштейны опоры кабины. В отверстие кронштейна задней опоры кабины, установленнойна второй поперечине рамы, вставляют резиновые и опорную втулки, устанавливают и закрепляют стяжным болтом и гайкой серьгу задней опоры кабины, обеспечивая момент затяжки, равный 16—19 кГм.

Затем устанавливают валик защелки откидного кронштейна и держатель запасного колеса. После этого проверяют работу тормозной системы. Заглушив трубку воздушного манометра давления воздуха в тормозных камерах заглушкой и подсоединив к трубке от крестовины к регулятору давления шланг от сети сжатого воздуха, открывают тормозной кран и заполняют систему
пневматических тормозов сжатым воздухом. Мыльной эмульсией проверяют герметичность соединений тормозной системы и устраняют места утечки воздуха. Затем проверяют ход штоков тормозных камер.

Установив картер рулевого механизма ЗИЛ-130 на левую продольную балку рамы и совместив отверстия, вставляют болты и закрепляют на раме рулевой механизм с гидроусилителем рулевого механизма, поставив под гайки болтов пружинные шайбы и обеспечив затяжку гаек моментом 8—9 кГм. Соединяют переднюю ось с рулевым механизмом продольной рулевой тягой, вставив в отверстие поворотного рычага передней оси и сошки вала рулевого механизма шаровые пальцы и закрепив их прорезными гайками со шплинтами. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 23—27 кГм.

Установив тормозные барабаны в положение езды «прямо», отвернув гайку и сняв с вала рулевого механизма сошку, совмещают метки на вале и сошке. После этого сошку устанавливают на вал и завертывают на две-три нитки гайку крепления, предварительно поставив пружинную шайбу. На передние концы продольных балок рамы устанавливают и закрепляют передний буфер, правый и левый усилители буксирных крюков, правый и левый брызговики облицовки радиатора и буксирные крюки.

Затем продвигают шасси автомобиля на второй пост сборки. Соединив пучки проводов правого и левого задних фонарей с соединительной трехклеммной панелью согласно их расцветке, прокладывают и закрепляют скобами левый пучок проводов по левой продольной балке, а правый — по четвертой поперечине и правой продольной балке рамы. Соединительную трехклеммную панель закрепляют к четвертой поперечине рамы.

На левую продольную балку рамы ЗИЛ-130 устанавливают и закрепляют скобами задний пучок проводов, продев в отверстие балки провод к датчику указателя уровня топлива. Предварительно надев на задний левый пучок проводов защитную резиновую втулку и подключив наконечники проводов к клеммам штепсельной розетки, ее устанавливают и закрепляют в отверстии кронштейна разобщительного крана. Наконечники проводов заднего пучка соединяют и подключают с клеммами включателя стоп-сигнала тормозного крана.

Не переднюю поперечину рамы устанавливают массирующую перемычку двигатель — рама. В гнездо устанавливают аккумуляторную батарею. На левой продольной балке закрепляют массирующий провод от аккумуляторной батареи. Затем к плюсовой клемме аккумуляторной батареи присоединяют провод стартер-аккумуляторная батарея, смазав поверхность наконечника и клеммы солидолом. На верхние полки переднего конца продольных балок рамы устанавливают уплотнители брызговиков передних крыльев.

Двигатель ЗИЛ-130 в сборе с коробкой передач закрепляют на раме, предварительно установив на первую поперечину и кронштейны рамы опорные подушки и совместив отверстия фланца карданного вала со шпильками тормозного барабана ручного тормоза коробки передач. Момент затяжки гаек болтов должен быть для передней опоры двигателя 5,5—6,0 кГм, для задних опор двигателя — 16—19 кГм и для фланца карданного вала — 8—9 кГм. К стартеру подсоединяют провод стартер—аккумуляторная батарея, а наконечники проводов к клеммам стартера. Тягу соединения двигателя закрепляют к раме, совместив отверстия и установив конец вилки и кронштейна передней опоры двигателя.

К выпускному трубопроводу прикрепляют правую и левую приемные трубы глушителя, обеспечивая зазор не менее 14 мм между правой приемной трубой и задним кронштейном передней рессоры. Затем устанавливают и закрепляют первую трубку от крестовины тормозного крана к клапану регулятора давления и трубку от компрессора к первому воздушному баллону, смазав соединения резиновой смолой № 80 МХП 1856-48. Соединив со шлангами и сливным краником колено подводящего патрубка радиатора, его устанавливают и соединяют хомутами с патрубком водяного насоса. Шланг соединяют хомутом с патрубком водяной рубашки двигателя.

Тягу от промежуточного рычага тормозного крана закрепляют с рычагом привода ручного тормоза, отрегулировав длину тяги при помощи вилки и обеспечив зазор, равный 1 мм, между пальцем и задней стороной отверстия скобы тяги привода ручного тормоза. Рычаг педали сцепления соединяют с рычагом вилки выключения сцепления, поставив на тягу педали пружинную шайбу, сферическую гайку и контргайку и предварительно отрегулировав свободный ход педали сцепления в пределах 35—50 мм.

На переднем кронштейне топливного бака ЗИЛ-130 устанавливают и закрепляют фильтр-отстойник. Поставив хомуты, устанавливают в кронштейны и закрепляют топливный бак. Устанавливают в отверстия топливного бака приемную трубку с фильтром и краником в сборе, датчик указателя уровня топлива и подсоединяют наконечник провода заднего пучка проводов.
Поставив и закрепив трубки, соединяют топливный насос, фильтр-отстойник и топливный бак. Трубку воздушного манометра тормозных камер соединяют с тройником от трубки тормозного крана и правой передней тормозной камеры, смазав соединения резиновой смолой № 80 МХП 1856-48.

Отвернув пробки наливных отверстий, заливают трансмиссионное автомобильное масло ТАп-15 (ГОСТ 8412—57) в картер заднего моста в количестве 4,5 л, а в картер коробки — 5,1 л и завертывают пробки. Затем через пресс-масленки смазывают узлы головок рулевых тяг, подшипник вилки выключения сцепления, оси педали сцепления, стебля крюка буксирного прибора, шкворней поворотных цапф, пальцев передней и задней подвески, валов разжимных кулаков, применяя смазку УС-1 (ГОСТ 1033—51), смазку УСс-1 или смазку УСс «автомобильная» (ГОСТ 4366—56).

Поставив на болт рамки подвески радиатора распорную втулку и подушку, на переднюю поперечину рамы устанавливают радиатор в сборе с рамкой подвески, кожухом вентилятора, жалюзями, масляным радиатором и закрепляют, установив на распорную втулку подушку и шайбу, фиксируя положение прорезной гайкой и шплинтом. С патрубками радиатора при помощи хомутов соединяют шланги патрубка водяной рубашки и колена подводящего патрубка. На патрубки масляного радиатора устанавливают и закрепляют шланги в сборе с трубами подвода и отвода масла, задние концы которых соединяют с масляным картером двигателя и нижней секцией масляного насоса. Гидроусилитель рулевого механизма соединяют с карданным валом при помощи клина, шайбы и гайки, предварительно совместив отверстие в вилке с пазом конца винта и обеспечив момент затяжки гайки 1,4—1,7 кГм.

При помощи шлангов низкого и высокого давления соединяют бачок и корпус насоса с гидроусилителем рулевого механизма, предварительно удалив из отверстий технологические заглушки и обеспечив момент затяжки гаек шланга высокого давления 2,5—5,5 кГм. Затем шасси автомобиля ЗИЛ-130 транспортируют при помощи конвейера на третий пост сборки. На средние кронштейны крепления кабины ставят подушки в сборе с распорными втулками, устанавливают кабину в сборе с арматурой, электрооборудованием, отопителем, облицовкой радиатора, крыльями, подножками, капотом и колонкой рулевого управления; совмещают отверстия распорных втулок и панели пола кабины; вставляют болты, подложив под головки шайбы; надевают на болты нижние опорные подушки, шайбы и фиксируют их положение прорезными гайками и шплинтами, обеспечив момент затяжки гаек 8—9 кГм.

Совместив отверстия пола кабины с подкладкой и приваренными гайками серьги задней подвески, устанавливают и закрепляют кабину на второй поперечине рамы, подложив под головки болтов пружинные шайбы. Затем закрепляют облицовку радиатора и кронштейны брызговиков крыльев с рамкой подвески радиатора, а также гибкий вал привода спидометра. При установке гибкого вала привода спидометра радиусы его изгиба не должны превышать 150 мм. Установив в отверстия крышки люка пола кабины уплотнители рычага переключения передач и рычага ручного тормоза и приклеив прокладку клеем 4010 к внутренней стороне, ее закрепляют болтами с пружинными шайбами. На рычаг переключения передач навертывают рукоятку, установив цифры на рукоятке в положение, соответствующее переключению передач.

Надев на нижний конец верхней части педали уплотнитель и совместив ее прорезь с отверстием нижней части педали, соединяют верхнюю и нижнюю части педали сцепления. Соединяют трубки пневматической системы с регулятором давления воздушным манометром. Затем соединяют пучки проводов фар. подфарников, стартера, генератора и реле-регулятора, электродвигателя отопителя и переключателя; подсоединяют провода к датчикам температуры воды и давления
масла, катушке зажигания, реле включения стартера, звукового сигнала и контактного устройства, высокого и низкого напряжения от распределителя к катушке зажигания.

Закрепляют шланги и трубку системы отопителя кабины ЗИЛ-130, соединив водяной насос и краник отопителя. При подсоединении тяги привода дросселя регулируют ее длину. При этом дроссель должен быть закрыт, а расстояние от нижнего конца валика дросселя до наклонного пола кабины должно быть 14 мм. Жилу тяги ручного управления дросселем устанавливают и закрепляют в отверстии звена промежуточной тяги дросселя и отгибают конец жилы. Затем соединяют и закрепляют зажимом жилу и броню тяги с втулкой рычага воздушной заслонки карбюратора, отрегулировав длину жилы, соответствующую положению полностью вдвинутой до отказа кнопки тяги управления и полностью открытой воздушной заслонки. Установив рычаг привода жалюзи в положение полностью открытых створок и подав вперед до отказа ручку управления жалюзи, пропускают трос в отверстие рычага и закрепляют болтом.

Закрепляют оболочку троса на облицовке радиатора. Передний и задний коврики закрепляют болтами с шайбами кполу кабины. Затем регулируют зазор между кромкой капота и панелью передка, который должен быть в пределах 3,5—8,5 мм. Капот в полностьюзакрытом положении должен лежать на буферах капота, и зазор между крылом и капотом должен быть равномерным по всему периметру. Передние и задние колеса закрепляют к ступицам и после этого устанавливают подушки и спинки сидений пассажира и водителя. Продольную рулевую тягу
отсоединяют от рулевого механизма, предварительно отвернув гайку и сняв пружинную шайбу и сошку с вала сошки. Отвертывают гайку-барашек и снимают с бачка насоса гидроусилителя крышку в сборе с уплотнительной прокладкой и резиновое уплотнительное кольцо.

В бачок насоса гидроусилителя ЗИЛ-130 через воронку с двойной сеткой заливают масло марки РТУ38-1-110-67 до метки «Уровень масла», предварительно повернув рулевое колесо в крайнее левое положение. Вращая рулевое колесо от одного крайнего положения до другого, доливают
масло до тех пор, пока в систему будет залито масла не менее 2,5 л. Включают двигатель и на режиме холостого хода также доливают масло в систему до уровня метки, вращая рулевое колесо от одного крайнего положения до другого и удерживая его на этих положениях в течение 2—3 сек с усилием 10 кГ.

Заливку масла считают законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса гидроусилителя. После заправки маслом системы гидроусилителя закрепляют крышку бачка насоса, соединяют сошку продольной рулевой тяги с валом сошки рулевого механизма, предварительно совместив метки сошки и вала. Затягивают гайку крепления сошки моментом 25—30 кГм.

После сборки автомобиль ЗИЛ-130 готовят к испытанию:

- систему охлаждения заправляют водой (уровень воды должен быть на 10—20 мм ниже пароотводящей трубки);

- топливный бак системы питания заправляют бензином Л-76 ГОСТ 2084—56;

- проверяют правильность подсоединения проводов зажигании и регулируют фары;

- проверяют уровень масла в масляном картере, который должен быть на 10—25 мм выше отметки «полно» по указателю уровня.

После этого автомобиль испытывают пробегом па расстояние 30 км с грузом в 75% от номинальной грузоподъемности. В процессе испытания проверяют давление масла в системе смазки, свободный ход рулевого колеса, работу сцепления, переключение передач, работу рулевого механизма и коробки передач, путь торможения, нагрев тормозных барабанов, температуру воды и масла, отсутствие подтекания масла и топлива и отсутствие пропуска воздуха через все соединения.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________