КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Передний мост ЗИЛ-130

___________________________________________________________________________

Разборка переднего моста ЗИЛ-130 на узлы

Передний мост ЗИЛ-130 разбирают на узлы на конвейере, конструкция которого подобна конструкции конвейера для разборки задних мостов. Для снятия крышек ступиц передних колес с прокладками отвертывают болты их крепления, а затем, отогнув замочные шайбы 46 (рис. 144), отвертывают контргайки поворотных цапф 1, снимают шайбы 46, замочные кольца 45 и отвертывают гайки-шайбы 44. Затем снимают ступицы в сборе с тормозными барабанами и роликовыми подшипниками.



Рис. 144. Передняя ось и рулевые тяги ЗИЛ-130

Для снятия трубы 31 поперечной рулевой тяги отвертывают гайки шаровых пальцев, предварительно расшплинтовав их, а затем выпрессовывают шаровые пальцы из рычагов поворотных цапф. Аналогичным образом снимают продольную рулевую тягу 15 в сборе с шаровым пальцем сошки, отсоединив ее от рычага 55 поворотной цапфы.

Чтобы снять тормозные камеры, вынимают шплинты из пальцев вилок штоков тормозных камер, выпрессовывают пальцы вилок и отвертывают болты крепления тормозных камер к их кронштейнам. Для демонтажа тормозных колодок в сборе с тормозными накладками снимают оттяжные пружины колодок, вынимают по две чеки осей колодок и снимают накладки осей колодок. Разжимные кулаки переднего тормоза снимают, вынув шплинт, шайбы, регулировочные рычаги передних тормозов и регулировочные шайбы разжимных кулаков. Затем снимают опорные шайбы колодок. Для снятия дисков крепления колодок переднего тормоза отвертывают гайки болтов, крепящих диски к разжимным кулакам, а затем вынимают шайбы с болтами.

Внутренний роликовый подшипник разжимного кулака ЗИЛ-130 снимают с шейки при помощи съемника. Для выпрессовывания рычагов 42 из отверстий поворотных цапф 1 предварительно отвертывают расшплинтованные гайки 2. После этого вынимают шпонки 41 поворотных цапф, отвертывают пресс-масленки 4 и 14 поворотных цапф, кронштейнов тормозных камер и разжимных кулаков. Отвернув болты 7, снимают крышки 9 с прокладками 10 поворотных цапф, отвертывают гайки 36 клиньев 11, которые выбивают, а затем выпрессовывают шкворни 43. Из отверстий поворотных цапф вынимают кольца 39 опорного подшипника, снимают с них
уплотнительные полукольца 38 и шайбы 40 опорного подшипника. Для выпрессовывания втулок 5 из отверстий поворотных цапф используют стенд. Затем, отвернув гайки, вывертывают упоры 34 поворотных цапф.

Разборка узлов переднего моста ЗИЛ-130

Для разборки дисков крепления колодок переднего тормоза отвертывают гайки болтов крепления кронштейна тормозной камеры и разжимного кулака, который снимают вместе с шайбами. Отвернув болты крепления, снимают маслоуловитель диска колодок с шайбами, а затем выбивают оси колодок, предварительно отвернув гайки крепления.

Ступицу с тормозным барабаном устанавливают в приспособление и отвертывают гайки болтов крепления барабана, снимают барабан. Затем ступицу устанавливают на приспособление и отвертывают гайки шпилек, которые после выпрессовывают.

Наружные кольца наружного и внутреннего роликовых подшипников выпрессовывают под прессом, используя съемник. После выпрессовывания наружного кольца наружного подшипника из отверстия ступицы вынимают сальник и его предохранительное кольцо.

Из отверстий кронштейнов разжимных кулаков выпрессовывают по две втулки и вывертывают пресс-масленки. Поперечную рулевую тягу ЗИЛ-130 устанавливают в приспособление и отвертывают болты 56, после чего снимают крышку 55 с прокладкой, пружину 54, нижний 55 и верхний 52 вкладыши с шаровым пальцем 18 и защитную накладку 49 головки с крышкой 48. Для снятия головок 32 и 30 с трубки поперечной рулевой тяги 31 отвертывают гайки 60 болтов 58 крепления, которые затем вынимают из отверстий головок.

Чтобы снять продольную рулевую тягу, отвертывают гайку 26, предварительно расшплинтовав ее, а затем снимают сошку 8 привода рулевого управления с конуса шарового пальца 18. Отогнув усы, снимают чехол 16 с прокладкой 17. Затем отвертывают пробки 24, предварительно
расшплинтовав их, вынимают вкладыши 22, пружину 21, упоры 20 пружины и шаровые пальцы 18.

Сборка переднего моста ЗИЛ-130

Для сборки переднего моста применяют конвейер, аналогичный по конструкции стенду-конвейеру для разборки (сборки) задних мостов. Передний мост можно собирать также на специализированных постах.

На посту № 1 балку передней оси 27 (см. рис. 144) устанавливают на стенд площадками вниз. Заправив полукольца 38 сальника в кольцо 39 опорного подшипника и смазав смазкой УС-1, устанавливают их вместе с шайбой 40 в кольцевое углубление поворотной цапфы 1.

Допускается постановка ремонтной шайбы (Н = 4,5~0-08 мм) в комплекте с кольцом номинального размера или шайбы (Н = 5~0,08 мм) номинального размера с кольцом (Н = Ц—0,07 мм) ремонтного размера.

Шкворень 43 смазывают тонким слоем смазки УС-1 и устанавливают его в совмещенное отверстие поворотной цапфы 1 и оси 27 на 2/3 его длины. При установке лыска шкворня должна быть параллельна оси отверстия под клин 11 шкворня.

Для подбора комплекта регулировочных шайб 12 замеряют зазор между торцом проушины оси 27 и поворотной цапфой 1 со стороны, противоположной опорному подшипнику. По величине зазора подбирают комплект регулировочных шайб, которые устанавливают между торцом проушины оси и поворотной цапфой.

Осевой зазор между торцом проушины оси и поворотной цапфой после установки регулировочных шайб должен быть не более 0,25 мм. Затем клин шкворня вставляют в отверстие оси 27 и закрепляют гайкой 36 с пружинной шайбой 37.

На торец поворотной цапфы 1 устанавливают крышку 9 с прокладкой 10, которые закрепляют болтами, завертывают масленку 4 в резьбовое отверстие поворотной цапфы и вставляют рычаг со шпонкой в конусное отверстие цапфы, который закрепляют гайкой 2 со шплинтом 5.

На посту № 2 регулируют углы схождения и поворота колес переднего моста ЗИЛ-130. Для этого переднюю ось 27 в сборе с поворотными цапфами устанавливают на стенд и надевают правую 1 (рис. 149) и левую 8 вилки на поворотные цапфы, после чего закрепляют переднюю ось на стенде
стяжным крюком 2.

Шаровые пальцы поперечной рулевой тяги ЗИЛ-130 вводят в конусные отверстия рычагов и завертывают гайки на 4—5 оборотов. Для установки предельных углов поворота передних колес откидывают вилки 1 и 3 и устанавливают вилки 5 и 4 па цапфы передних колес. Углы поворота цапф с надетыми на них вилками 5 и 4 соответствуют их предельным углам поворота, которые соответственно равны для левого и правого колес 36°±30' и 34°±30'.

Предельные углы поворота устанавливают при помощи упоров 34 (см. рис. 144), завернутых в рычагах поворотных цапф. Для регулировки схождения колес надевают вилку (см. рис. 149) на поворотную цапфу, окончательно затягивают гайки шаровых пальцев. Затем вращением поперечной рулевой тяги добиваются, чтобы вилка 5 свободно вошла в поворотную цапфу.

Схождение передних колес с установленными вилками 1 и 5 на поворотных цапфах должно быть в пределах 20'±3' для каждой стороны. После регулировки затягивают болты крепления головок поперечной рулевой тяги.

На посту № 3 устанавливают опорные тормозные диски. На шейку поворотной цапфы надевают кольца сальника ступицы и внутреннего подшипника, напрессовывают внутренний роликовый подшипник, а затем устанавливают диск крепления колодок переднего тормоза, который закрепляют болтами к фланцу поворотной цапфы.

Для установки кронштейна разжимного кулака надевают шплинтовую проволоку на болты крепления кронштейна и закрепляют его к тормозному диску. В резьбовое отверстие кронштейна завертывают масленку, а в посадочные отверстия устанавливают уплотнительное кольцо.



Рис. 149. Регулировка углов схождения и поворота колес переднего моста ЗИЛ-130

В отверстие кронштейна с внутренней стороны диска переднего тормоза устанавливают разжимный кулак, предварительно надев на него опорную шайбу колодок тормоза и смазав его посадочную шейку смазкой УС-1.

На шлицевую часть разжимного кулака устанавливают регулировочные шайбы, регулировочный рычаг в сборе, шайбу и шплинт. Разжимный кулак должен свободно проворачиваться во втулках кронштейна, а его люфт не должен превышать 0,1 мм.

На кронштейн тормозной камеры устанавливают тормозную камеру, которую закрепляют болтами, а шток тормозной камеры соединяют с рычагом регулировочным пальцем вилки. Эксцентрики осей тормозных колодок устанавливают в положение сближения, смазывают оси колодок смазкой УС-1 и надевают на них колодки с тормозными накладками и втулками в сборе.

Тормозные колодки ЗИЛ-130 стягивают пружиной, а на оси устанавливают накладку осей колодок и чеку, которые обжимают на осях. На посту № 4 ступицу с барабаном в сборе устанавливают на поворотные цапфы и регулируют тормоза.

Предварительно смазав подшипники и наполнив смазкой 1-13 с полость ступицы, на поворотную цапфу устанавливают ступицу в сборе с тормозным барабаном, затем напрессовывают внутреннее кольцо наружного роликового подшипника, завертывают гайку-шайбу 44 (см. рис. 144) поворотной цапфы, проворачивая при этом ступицу в обоих направлениях для правильной установки роликов на конических поверхностях колец подшипников.

Ступица должна свободно вращаться без заметного люфта. Затем на цапфу надевают замочное кольцо 45 гайки так, чтобы окно замочного кольца совпало со штифтом гайки-цапфы. При несовпадении отверстия со штифтом гайку-шайбу можно отвернуть на 1/5 оборота. Затем устанавливают шайбу 46 и завертывают гайку 47. При этом шайбу отгибают на грань гайки.

Крышку ступицы наполняют смазкой 1-13 с и закрепляют болтами к ступице. Для регулировки тормозов передних колес ослабляют затяжку гаек болтов крепления кронштейна разжимного кулака и тормозной камеры, а также гаек осей колодок.

После соединения тормозной камеры ЗИЛ-130 с воздушной магистралью окно тормозного барабана совмещают с тормозной колодкой на расстоянии 20—30 мм от ее конца (у осей колодок), а при давлении воздуха 4 кГ/см2 в магистрали эксцентриками осп колодок добиваются плотности прилегания тормозной накладки к тормозному барабану.

В этом месте проверяют зазор между тормозным барабаном и фрикционной накладкой щупом толщиной 0,1 мм, который не должен проходить по всей ширине колодки.

После закрепления гаек болтов крепления кронштейна разжимного кулака и оси колодок регулируют зазор между тормозным барабаном и фрикционной накладкой около разжимного кулака, вращая червяк регулировочного рычага для обеспечения хода штока тормозной камеры в пределах 15—35 мм.

После регулировки проверяют легкость вращения тормозного барабана и зазоры между тормозным барабаном и фрикционными накладками, которые должны быть около разжимного кулака не менее 0,4 мм, а около осей колодок 0,1—0,6 мм.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________