КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Базовые детали двигателя ЗИЛ-130

___________________________________________________________________________

Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, с жидкостным охлаждением. Подвеска двигателя, его продольный и поперечный разрезы показаны на рис. 10—11.

Блок цилиндров двигателя — чугунный, со вставными мокрыми гильзами из серого чугуна, с
кислотоупорной вставкой в верхней части.

Для уплотнения верхней части гильзы бурт гильзы зажат между блоком и головкой блока с асбостальной прокладкой, нижняя часть уплотнена двумя резиновыми кольцами.

Головки блока цилиндров ЗИЛ-130 — из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов. Между блоком и головками установлены прокладки из асбостального полотна. Каждая головка блока прикреплена к блоку цилиндров семнадцатью болтами.



Рис. 10. Двигатель ЗИЛ-130 - продольный разрез

1 — шкив коленчатого вала; 2 — храповик; 3 — блок цилиндров; 4 — указатель установки момента зажигания; 5 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала; 6 — валик привода датчика ограничителя; 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10 — передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12 — шкив водяного насоса; 13 — ремень привода генератора; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка; 17 — масленка; 18 — рым-болт, 19 — воздушный фильтр маслоналивной горловины; 20 —топливный насос, 21 — штанга насоса; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — трубка вентиляции картера; 24 — центробежный фильтр очистки масла (центрифуга); 25 — датчик указателя температуры воды; 26 — распределительный вал; 27 — вкладыш коренного подшипника; 28 — сальник заднего коренного подшипника; 29 — сцепление, 30 — коленчатый вал, 31 — упорная шайба; 32 — зубчатое колесо распределительного вала

Отверстия в блоке цилиндров под болты цинкуются. Следует помнить, что четыре болта крепления оси коромысел являются также и болтами крепления головки блока цилиндров и входят в указанные выше семнадцать болтов.

Болты крепления головок к блоку необходимо затягивать специальным динамометрическим ключом, позволяющим контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее.

При прогреве двигателя затяжка головок блока увеличивается, при охлаждении — уменьшается, поэтому болты крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе.



Рис. 11. Двигатель ЗИЛ-130 - поперечный разрез

1—масляный насос; 2— блок цилиндров; 3 — поршень; 4— прокладка головки блока; 5 - выпускной газопровод; 6 — крышка головки блока; 7 — коромысло; 8 — головка блока; 9 — штанга коромысла; 10 — центробежный фильтр очистки масла; 11 — карбюратор; 12 — привод распределителя зажигания; 13 — впускной трубопровод; 14 — распределитель зажигания; 15 — указатель уровня масла; 16 — свеча; 17 — щиток свечей; 18 — толкатель; 19 — щиток стартера; 20 — стартер; 21 — масленый поддон; 22 — маслоприемник

Момент затяжки должен составлять 90—110 Нм (9—11 кг/см), причем при температуре двигателя около 0° С момент затяжки болтов должен быть ближе к нижнему пределу 90 Нм (9 кг/см), а при температуре от + 20 до + 25° С — ближе к верхнему пределу 110 Нм (11 кг/см).

Запрещается подтягивать болты крепления головок блока цилиндров двс ЗИЛ-130 при температуре двигателя ниже 0° С. В этом случае следует предварительно прогреть двигатель, а затем подтягивать болты.

Одновременно с подтягиванием болтов крепления головок блока необходимо подтягивать болты крепления выпускных газопроводов. После подтягивания болтов крепления головок блока цилиндров необходимо проверить и, если нужно, отрегулировать зазоры в клапанном механизме.



Рис. 12. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров ЗИЛ-130

Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку цилиндра ЗИЛ-130 надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затягивать болты головок блока цилиндров надо равномерно в два приема. Сначала затянуть все болты, а затем дополнительно болты 1, 2, 3, 4 и 5.

При смене прокладок надо очистить от отложений все водяные отверстия в головках блока и блоке цилиндров, а также камеры сгорания. Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров.

Гайки крепления крышки головки нужно затягивать равномерно; момент затяжки должен быть равен 5—6 Нм (0,5—0,6 кг/см). Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом.

Окончательно поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 мм и длиной 200 мм между стенкой цилиндра и поршнем, перевернутым и утопленным в цилиндр. Усилие на щупе должно быть в пределах 20—35 Н (2,0—3,5 кгс).

Поршневые пальцы ЗИЛ-130 — плавающие, фиксируются в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам, сортируя на четыре группы по наружному диаметру.

Обозначение группы наносят краской на поршне — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на пальце — на внутренней поверхности.

При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна проводиться при нагреве поршня до температуры 55° С.

Нагревать поршни надо только в жидком и чистом масле. Поршневые кольца устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних компрессионных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности.

Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса обращено вниз.

Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней цилиндрической поверхности колец была обращена вверх. Маслосъемное кольцо состоит из двух
плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального.

При установке поршня в цилиндр двигателя ЗИЛ-130 плоские кольцевые диски нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому. При этом замки осевого и радиального расширителей должны быть расположены (каждый) под углом 120° к ним.

Поршневые кольца в свободном состоянии имеют сложную форму, позволяющую обеспечить наиболее выгодное распределение давления кольца на стенку гильзы, что увеличивает срок службы кольца. При установке колец на поршень их стыки (замки) должны быть расположены под углом 90° один к другому.

Конструкция и технология изготовления поршневых колец двигателей ЗИЛ-130 при своевременном техническом обслуживании автомобиля обеспечивают работу двигателя до его капитального ремонта без смены колец. Преждевременная необоснованная смена поршневых колец приводит к сокращению ресурса двигателя.

Прежде чем принять решение о замене поршневых колец или сдаче двигателя в капитальный ремонт, надо устранить все внешние течи масла, промыть фильтр системы вентиляции картера, а также очистить от отложений трубку и клапан и следить за расходом масла на угар.

Для повышения срока службы двигателя следует применять рекомендуемые руководством сорта топлива и моторного масла, своевременно промывать фильтрующие элементы воздушного фильтра и фильтра вентиляции картера, а также очищать трубку, клапан вентиляции картера, центробежный маслоочиститель.

Шатуны ЗИЛ-130 — стальные, двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Вкладыши изготовлены с высокой точностью и при установке не требуют шабрения, подпиливания стыков или применения прокладок. Эти операции при тонкостенных вкладышах не допускаются.

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала.

В комплекте поршень — шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка на стержне шатуна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

Затягивать гайки болтов шатуна необходимо динамометрическим ключом; момент затяжки равен 56—62 Нм (5,6—6,2 кг/см). Проверять и в случае необходимости подтягивать гайки болтов шатуна необходимо каждый раз при снятии поддона картера.

Сборка поршневой группы ЗИЛ-130

Сборку поршневой группы ЗИЛ-130 выполняют на стенде. Перед сборкой предварительно подсобранные комплекты поршней по гильзам цилиндров разбивают по группам, пользуясь маркировкой (цветом краски), нанесенной на одной из бобышек поршня.

К каждой группе поршней подбирают поршневые пальцы и шатуны, которые имеют ту же маркировку (цвет краски), что и поршень.

Поршни перед сборкой устанавливают в ванну с жидким чистым маслом и нагревают до температуры 55°С. Предварительно подобранные пальцы и малые головки шатунов протирают и смазывают маслом.

Поршневой палец вставляют во втулку, нижнюю головку шатуна надевают на оправку, а поршень устанавливают на плиту относительно втулки приспособления.

Поршень и шатун ЗИЛ-130 ориентируют посредством оправки. Последнюю вставляют в отверстия бобышек поршня, малой головки шатуна и втулки.

При включении насоса гидравлического силового цилиндра усилие от поршня через шток и толкающий палец передается на поршневой палец. После запрессовки поршневого пальца в канавки бобышек щипцами вставляют стопорные кольца.

Перед установкой в канавки поршней проверяют геометрические параметры каждого поршневого кольца, которые должны соответствовать установочным данным. Кроме того, все поршневые кольца проверяют на просвет в приспособлении.

При величине зазора в замке кольца менее допустимой величины стыки колец припиливают. После припиловки стыков кольцо повторно проверяют на просвет. Подобранные поршневые кольца устанавливают в канавки поршней.

Коленвал и маховик двигателя ЗИЛ-130

Коленвал ЗИЛ-130 — стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазывания и полостями для очистки масла. Полости закрыты пробками с внутренним шестигранником под ключ. Момент затяжки пробок должен составлять не менее 30 Нм (3 кг/см).

Пробка может выступать из вала не более чем на высоту фаски. Полости следует очищать после 100 000 км пробега, при замене шатунных и коренных вкладышей, а также при ремонте двигателя.

Диаметр коренной шейки 74,5 мм, а шатунной 65,5 мм. Вкладыши коренных подшипников — сталеалюминиевые, толщиной 2,5 мм, взаимозаменяемые на всех опорах, кроме задней.

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 110—113 Нм (11—13 кг/см). Проверять и в случае необходимости затягивать болты крышек коренных подшипников надо каждый раз при снятии масляного поддона.

При изнашивании вкладышей шатунных или коренных подшипников обязательно одновременно заменять обе половины вкладышей. На передней коренной шейке в проточке блока цилиндров устанавливают две сталеалюминиевые упорные шайбы в виде двух полуколец, предохраняющие вал от осевых перемещений.

Коленчатый вал ЗИЛ-130 динамически сбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением. Момент затяжки болтов крепления маховика на фланце коленвала должен быть равен 140—150 Нм (14—15 к/гсм).

Шатунные и коренные шейки вала закалены нагревом т. в. ч. на глубину 3—6,5 мм. Твердость закаленного слоя — HRC 52-62.

Одной из причин задиров шатунных шеек может быть недостаточная подача масла к шатунным шейкам из-за засорения продуктами износа сепаративной полости, а также потеря натяга вкладыша. Чаще задир наблюдается по третьему кривошипу.

Шатунные шейки изнашиваются сравнительно равномерно на величину 0,015—0,018 мм. Максимальный износ шатунных шеек достигает 0,102 мм, шероховатость поверхности шеек соответствует 96 классу.

Коренные шейки коленвала двигателя ЗИЛ-130 изнашиваются неравномерно на величину 0,04—0,08 мм; наибольший износ имеет четвертая шейка, а наименьший — пятая.

Максимальный износ коренных шеек достигает 0,17 мм. Наиболее серьезным дефектом коренных шеек являются кольцевые риски. При ремонте вала необходимо вскрывать сепаративные полости в шатунных шейках (выворачивать обе пробки) для тщательной их очистки.

Наиболее теплонапряженным является подшипник четвертой коренной опоры. Максимальная температура при нагрузке 144 л. с. и зазоре 0,08 мм (температура масла в картере двигателя 70° С) достигает 106° С.

Большое влияние на температуру подшипников оказывает увеличение зазора в диапазоне 0,08—0,175 мм. Если в указанном диапазоне зазоров температура подшипников понижается на 66,5%, то последующее увеличение зазора до 0,27 мм вызывает понижение температуры лишь на 8,5%.

При увеличении диаметрального зазора в коренных подшипниках двигателя ЗИЛ-130 наблюдается интенсивное падение давления масла в системе.

Наиболее резкое падение давления происходит при увеличении зазора до 0,2 мм. При последующем увеличении зазора до 0,375 мм давление понижается всего лишь на 0,6 кГ/см2 при п = 1000 об/мин.

Лимитирующим узлом двигателя ЗИЛ-130 является центрифуга, так как при достижении зазора до 0,168 мм (при температуре масла в картере 70° С) или 0,156 мм (при температуре масла в картере 85° С) эффективность работы центрифуги резко снижается.

Следовательно, предельным в коренных подшипниках, при котором дальнейшая эксплуатация двигателя недопустима, является зазор, равный 0,17—0,19 мм.

Маховик ЗИЛ-130 — чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера, прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами. При сборке маховика с коленчатым валом надо иметь в виду, что одно из отверстий крепления маховика смещено на 2°.

При креплении маховика к фланцу коленчатого вала следует равномерно затягивать гайки. Необходимо следить за тщательностью шплинтовки болтов крепления маховика. Шплинт должен плотно облегать торец болта.

Распредвал двигателя ЗИЛ-130

Распределительный вал ЗИЛ-130 — стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение парой зубчатых колес. Распределительный вал установлен на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты.

Для правильной взаимной установки зубчатых колес коленчатого вала и распределительного вала нужно поставить их так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей центры.

Для проверки нужно снять шкив распредвала ЗИЛ-130 и крышку распределительных шестерен, установить индикатор к торцу проверяемого вала и определить осевой зазор, перемещая вал при помощи воротка.

Величина нормального осевого зазора распределительного вала должна быть в пределах
0,08—0,208 мм, а коленчатого вала — 0,075—0,245 мм.

Нормальный осевой зазор распределительного вала восстанавливают, заменяя упорный фланец или уменьшая высоту распорного кольца. Нормальный осевой зазор коленчатого вала восстанавливают, заменяя упорные шайбы.

Распределительный вал ЗИЛ-130 изготовлен из стали 45 (ГОСТ 1050—60). Кулачки, эксцентрик, опорные шейки и зубья шестерни закалены т. в. ч. на глубину 2—5 мм. Твердость кулачков и эксцентрика — HRC 56—62, опорных шеек — HRC 54—62 и зубьев шестерни — HRC 40—56.

Перед механической обработкой проверяют прогиб распределительного вала; биение промежуточных опорных шеек по отношению к крайним допускается не более 0,05 мм. При большем биении шеек распределительный вал правят под прессом.

Центровые фаски вала исправляют на токарно-винторезном станке. Допустимое биение опорных шеек после исправления центровых фасок — не более 0,05 мм. Сколы металла на торцовых поверхностях вершин кулачков величиной менее 3 мм зачищают корундовым кругом.

Поврежденную резьбу прогоняют плашкой; забоины и заусенцы на шестерне привода масляного насоса зачищают. Изношенные шейки распредвала ЗИЛ-130 шлифуют до одного из ремонтных размеров.

После шлифования шейки полируют абразивной лентой. Овальность и конусность шеек должны
быть не более 0,01 мм.

Биение промежуточных опорных шеек по отношению крайних допускается до 0,025 мм. При необходимости опорные шейки распределительного вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно восстанавливать хромированием или осталиванием.

Масляные каналы в опорных шейках закрывают свинцовыми пробками и зачищают их заподлицо с наружной поверхностью шеек. Смонтированные распределительные валы ЗИЛ-130 на подвеске завешивают в ванну для электролитического обезжиривания.

Опорные шейки после хромирования или осталивания до необходимого размера шлифуют до номинального или ремонтного размера на таком же оборудовании и по таким же режимам, как и при шлифовании шеек под ремонтные размеры. Изношенные по высоте впускные и выпускные кулачки шлифуют.

Профиль кулачков шлифуют «как чисто» до получения разности размера между цилиндрической частью и высотой кулачка не менее 5,8 мм и размера цилиндрической части не менее 34 мм. Изношенную шейку распределительной шестерни восстанавливают хромированием или осталиванием.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________