КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Тормозная система автомобилей Урал-4320, Урал-5557

___________________________________________________________________________

Автомобиль Урал-4320, 5557 оборудован раздельными тормозными системами — рабочей, аварийной, стояночной и вспомогательной.

Рабочая тормозная система автомобиля Урал-4320, Урал-5557

Рабочая тормозная система Урал-4320, 5557 должна обеспечивать уменьшение скорости и остановку автомобиля независимо от его скорости, нагрузки и величин уклонов дорог, для которых он предназначен.

Привод тормозных механизмов Урал-4320, 5557 смешанный (пневмогидравлический), двухконтурный, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов.

Управление осуществляется педалью в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.



Рис. 49. Рабочий тормозной механизм Урал-4320, 5557

1-цилиндр колесный; 2-щит тормозной; 3-эксцентрик регулировочный; 4-ключ; 5-колодка тормозная; 6-накладка фрикционная; 7-ось колодки тормоза; I-уменьшение зазора; II-увеличение зазора

Рабочий тормозной механизм Урал-4320, 5557 барабанного типа с внутренними колодками 5 (рис. 49), взаимозаменяемыми для всех колес.

Каждый тормозной механизм автомобиля Урал-4320, 5557 имеет два гидравлических цилиндра 1, выполненных в одном корпусе. Тормозные колодки установлены на опорных осях 7.

Рабочий тормозной механизм Урал-4320 регулируется по мере износа накладок уменьшением зазора между накладкой и барабаном при помощи эксцентриков 3.

Порядок регулировки тормозов Урал-4320, 5557

- поверните регулировочные эксцентрики колодок до упора, вращая правый (со стороны щита) эксцентрик по часовой стрелке, левый — против часовой стрелки;

- отпустите эксцентрики обратным поворотом примерно на 30°, что соответствует повороту головки оси эксцентрика на половину грани.

Проделав указанные операции со всеми колесами, проверьте, не нагреваются ли тормозные барабаны при движении автомобиля.

При регулировке тормозов не нарушайте заводскую установку осей 7 колодок тормоза.

Зазоры между колодкой и барабаном тормоза Урал-4320, 5557 регулируйте с помощью осей колодок только при замене фрикционных накладок или колодок в сборе.

При этом оси колодок первоначально установите метками на торцах друг к другу.

Через люк в тормозном барабане Урал-4320, 5557 вставьте щуп толщиной 0,2 мм и длиной 200 мм между барабаном и колодкой на расстоянии 30 мм от нижнего края накладки.

Поворотом оси 7 колодки слегка зажмите щуп.

Удалите щуп, поверните барабан и с помощью другого щупа и регулировочного эксцентрика 3 установите зазор 0,35 мм между колодкой и барабаном на расстоянии 30 мм от верхнего края накладки.

Закрепите оси колодок и вновь проверьте зазоры между колодкой и барабаном. При износе накладок до плоскости головки заклепки замените их.

При замасливании тормозных накладок промойте их бензином.

При износе барабана тормоза Урал-4320, 5557, наличии кольцевых канавок глубиной более 2 мм рабочую поверхность барабана расточите с базировкой по наружным кольцам подшипников ступицы.

Биение рабочей поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм, а диаметр барабана — 424,38 мм.

Смешанный (пневмогидравлический) привод рабочих тормозов Урал-4320, 5557

На автомобиле Урал-4320, 5557 установлен двухконтурный тормозной привод с комбинированным или двухпроводным приводом прицепа.

Привод обеспечивает возможность присоединения тормозных систем прицепных автотранспортных средств, имеющих однопроводный или двухпроводный тормозные приводы.

Принципиальная схема привода тормозов Урал-4320, 5557 показана на рис. 50.



Рис. 50. Схема привода рабочих тормозов Урал-4320, 5557 и комбинированного привода тормозов прицепа

1-манометр двухстрелочный; 2-клапан буксирный; 3,9,27-баллоны воздушные; 4-регулятор давления; 5-клапан защитный тройной; 6-кран отключения тормозов прицепа пневматический; 7-клапан защитный одинарный; 8-датчики падения давления; 10-кран управления стояночным тормозом прицепа; 11-цилиндр пневматический отключения подачи топлива; 12-цилиндр пневматический закрытия заслонки выхлопного патрубка; 13-клапан двухмагистральный; 14-клапан защитный; 15-клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 16-головка управляющая (желтая) соединительная автоматическая;17-головка питающая (красная) соединительная автоматическая; 18-головка соединительная типа «А»; 19-клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 20-регулятор тормозных сил; 21-датчики включения сигнала торможения; 22-датчики сигнализаторов неисправности тормозов; 23-цилиндры колесные; 24-усилитель тормозов пневматический; 25-клапаны контрольного вывода; 26-краны слива конденсата; 28-кран тормозной; 29-компрессор

Компрессор 29 подает сжатый воздух через регулятор давления 4 к блоку защитных клапанов.

Блок состоит из тройного 5 и одинарного 7 защитных клапанов, которые распределяют и заполняют воздушные баллоны 3, 9 и 27 независимых контуров:

- привода тормозных механизмов передних колес Урал-4320, 5557

- привода тормозных механизмов средних и задних колес

- комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа

Первый основной контур состоит из воздушного баллона 3, верхней секции тормозного крана 28, пневматического усилителя 24 и колесных цилиндров 23, а второй основной контур — из воздушного баллона 27, нижней секции тормозного крана 28, регулятора тормозных сил 20, пневматического усилителя 24, колесных цилиндров 23.

Третий контур тормозов Урал-4320, 5557 состоит из воздушного баллона 9, клапанов управления тормозами прицепа: 19 — с однопроводным приводом и 15 — с двухпроводным приводом, соединительной головки 18 типа «А» для подключения прицепов с однопроводным приводом, автоматических соединительных головок 16, 17 для подключения прицепов с двухпроводным приводом тормозов.

Из воздушных баллонов 3, 27 через тройной защитный клапан 5 производится отбор воздуха для приведения в действие датчика электрического сигнала и других потребителей.

При необходимости контроля давления воздуха в каждом контуре установлены клапаны контрольного вывода 25, к которым можно подсоединить переносной манометр.

При движении автомобиля Урал-4320, 5557 с прицепом, имеющим однопроводный привод тормозов, соединение автомобиля с прицепом осуществляется соединительной головкой 18, двухпроводный — соединительными головками 16, 17.

При нажатии на педаль тормоза срабатывают первый и второй контуры тормозного привода автомобиля Урал-4320, 5557, а также третий контур привода тормозов прицепа.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными.

Для затормаживания автомобиля с прицепом на стоянке рычаг стояночного тормоза установите в верхнее фиксированное положение: при этом кран управления выпускает сжатый воздух из вывода клапана 15 (см.рис. 50) и приводит в действие тормозные механизмы прицепа.

Аварийная тормозная система Урал-4320, 5557

Функции аварийной тормозной системы Урал-4320, 5557 выполняет один из контуров рабочей тормозной системы.

При выходе из строя одного из контуров аварийная тормозная система обеспечивает торможение автомобиля с достаточной эффективностью.

Стояночная тормозная система Урал-4320, 5557

Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах.

Привод стояночного тормоза Урал-4320, 5557 - механический.

Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.



Рис. 51. Тормоз стояночный Урал-4320, 5557

1-штанга; 2,14-колодки (правая и левая); 3-устройство регулировочное; 4-заглушка; 5-звездочка; 6-вал; 7-щит; 8-гайка стопорная; 9-палец эксцентриковый; 10-рычаг; 11-рычаг регулировочный; 12-серьга; 13-рычаг разжимной

Стояночный тормоз Урал-4320, 5557 - барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.

При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 51) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.

При вращении тормозного барабана Урал-4320, 5557 по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2.

Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану.

При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.

При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14.

Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану.

Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.

По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 52) увеличивается и эффек­тивность тормоза может снизиться.



Рис. 52. Привод стояночного тормоза Урал-4320, 5557

1-рычаг стояночного тормоза; 2-собачка; 3-сектор; 4,9-тяги привода; 5-тяга к крану управления тормозами прицепа; 6-выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 7-прокладки регулировочные; 8-рычаг; 10-рычаг регули­ровочный

Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки.

Для регулировки тормоза Урал-4320, 5557 необходимо:

Опустить рычаг 1 в кабине вниз до упора.

Отсоединить тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.

Не регулируйте зазоры между накладками и барабаном изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.

Отрегулируйте зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабьте на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 51) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установите зазор 0,3-0,5 мм.

Зазор проверяйте щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затяните, предотвращая поворот пальца.

Отрегулируйте зазор между левой колодкой и барабаном. Для этого удалите заглушку 4.

Через отверстие в щите тормоза Урал-4320, 5557, поворачивая отверткой звездочку 5 сверху вниз, установите зазор 0,3-0,5 мм. Установите заглушку.

Выберите свободный ход рычага 8 (см.рис. 52) на раздаточной коробке, вращая против часовой стрелки до заметного увеличения усилия, и проверьте совпадение отверстия в вилке тяги 4 с отверстием в рычаге 8.

При необходимости вращением вилки тяги 4 совместите отверстия. Установите палец и зашплинтуйте.

При усилии на рычаге в кабине 350-400 Н (35-40 кгс) собачка рычага 1 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 3.

При прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загореться лампа сигнализатора включения стояночного тормоза на панели приборов.

Регулирование момента включения осуществляется изменением количества прокладок 7 под выключателем 6 сигнализатора.

Вспомогательная тормозная система Урал-4320, 5557

Вспомогательный тормоз Урал-4320, 5557 - компрессионного типа предназначен для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках.

Торможение осуществляют созданием противодавления в выпускных газопроводах двигателя при перекрывании их заслонками.

Тормоз состоит из корпуса 3 (рис. 53) и заслонки.



Рис. 53. Тормоз вспомогательный Урал-4320, 5557

1-цилиндр пневматический; 2-вилка тяги привода; 3-корпус; 4-заслонка; 5-рычаг вала заслонки; 6-шпонка; 7-палец; 8-шплинт

Привод заслонок осуществляется пневмоцилиндрами 1, закрепленными с помощью кронштейна на корпусе вспомогательного тормоза.

При необходимости торможения нажимайте на кнопку пневматического крана Урал-4320, 5557 управления вспомогательным тормозом, расположенную на полу кабины.

Сжатый воздух подается в пневмоцилиндры, поршни перемещаются, закрывая заслонки. Одновременно подается сигнал на привод тормозов прицепа и происходит его подтормаживание.

При снятии ноги с кнопки крана воздух из цилиндров выходит в атмосферу, штоки под действием возвратной пружины поворачивают рычаги и заслонки в первоначальное положение.

Сблокированный привод одновременно с включением вспомогательного тормоза прекращает подачу топлива.

Пневматический цилиндр Урал-4320, 5557 выключения подачи топлива по конструкции аналогичен пневматическому цилиндру вспомогательного тормоза.

При движении с включенным вспомогательным тормозом Урал-4320, 5557:

- не превышайте частоту вращения коленчатого вала двигателя более 2100 мин-1;

- не переключайте передачи в коробке передач с высшей на низшую при частоте вращения коленчатого вала двигателя, близкой к 2100 мин-1.

При необходимости снизьте частоту вращения коленчатого вала двигателя рабочим тормозом Урал-4320, 5557 и включите низшую передачу.

При тугом вращении заслонки 4 вспомогательного тормоза снимите корпус тормоза с заслонкой, промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом.

Если заедают штоки пневмоцилиндров или кнопка крана, сборочные единицы разберите, промойте в керосине, замените неисправные детали, трущиеся поверхности смажьте смазкой и установите на место.

Регулируйте положение заслонок изменением длины свинчивания штока пневмоцилиндра с вилкой.

При правильно установленной заслонке шпонка расположена по оси приемной трубы при крайнем верхнем положении поршня пневмоцилиндра.

Регулировка пневмогидропривода Урал-4320, 5557

Техническое обслуживание пневмогидропривода Урал-4320, 5557

Приборы пневматического привода тормозов Урал-4320, 5557 не нуждаются в специальном обслуживании и регулировании.

Герметичность пневматической системы Урал-4320 проверяйте по падению давления на двухстрелочном манометре.

При этом давление в системе должно быть не менее 700 кПа (7 кгс/см2).

После выключения двигателя при отпущенной педали тормоза не должно быть заметного перемещения обеих стрелок манометра.

То же самое должно быть при полном нажатии на педаль тормоза и удержании ее в этом положении в течение 15-20 с.

Одновременно проверяется герметичность гидравлической части тормозной системы Урал-4320, 5557.

Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой соединительных гаек моментом:

- для трубопроводов диаметром 6 мм — 13-18 Нм (1,3-1,8 кг/см);

- для трубопроводов диаметром 10 мм — 20-35 Нм (2,0-3,5 кг/см);

- для трубопроводов диаметром 14 мм — 30-45 Нм (3,0-4,5 кг/см).

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок не должен превышать 30-50 Нм (3-5 кг/см).

Исправность стоп-сигнала проверяйте нажатием на тормозную педаль при наличии давления воздуха в пневмосистеме.

Работу сигнализатора неисправности тормозов Урал-4320, 5557 проверяйте следующим образом:

- проверьте исправность контрольной лампы (сигнализатора) ;

- ослабьте гайки крепления провода к включателю сигнализатора неисправности тормозов ВК503;

- выверните включатель из пневмоусилителя и затяните гайки крепления провода;

- включите приборы и замкните корпус включателя на «массу» автомобиля, нажмите до упора на кнопку;

- на панели приборов должна загореться контрольная лампа, что указывает на исправность сигнализатора;

- то же повторите со вторым включателем.

При неисправности включателя замените его.

Проверку работоспособности пневматического привода Урал-4320, 5557 проводите в такой последовательности:

- подключите к клапанам контрольного вывода контрольные манометры;

- заполните пневмосистему воздухом до срабатывания регулятора давления.

- При этом давление в рабочих контурах тормозного привода должно быть 650-800 кПа (6,5-8,0 кгс/см2) по двухстрелочному манометру в кабине водителя, такое же давление и на контрольном манометре, установленном на третьем баллоне;

- при полном нажатии на тормозную педаль давление воздуха на контрольных манометрах, установленных на пневмоусилителях тормозов, на манометре первого контура должно быть равно давлению в системе, на манометре второго контура — давлению срабатывания регулятора тормозных сил.

Проверка работоспособности тормозных аппаратов Урал-4320, 5557:

Проверьте давление на выходе из обеих секций тормозного крана и работу тройного защитного клапана.

Для этого подключите к магистрали от тормозного крана к пневмоусилителю Урал-4320, 5557 контрольные манометры, и при давлении воздуха в пневмосистеме 650-800 кПа (6,5-8,0 кгс/см2) нажмите до конца на тормозную педаль.

Давление воздуха на контрольных манометрах должно быть равно давлению в системе (по двухстрелочному манометру).

Если контрольный манометр при нажатии на педаль тормоза, не показывает давление равное давлению в баллоне этого контура, проверьте и отрегулируйте свободный и полный ход педали тормоза.

После этого доведите давление в системе до 800 кПа (8,0 кгс/см2) — до срабатывания регулятора давления, заглушите двигатель и выпустите воздух из баллона контура тормозов переднего моста.

При нажатии на педаль давление воздуха на одном контрольном манометре должно быть равно давлению воздуха в системе, а на другом 0.

Затем несколькими нажатиями на педаль тормоза сбросьте давление по манометру до 500 кПа (5,0 кгс/см2) и запустите двигатель.

При давлении 560-600 кПа (5,6-6,0 кгс/см2) должно подниматься давление воздуха в баллоне контура тормозов переднего моста Урал-4320, 5557.

То же проделайте с контуром тормозов среднего и заднего мостов.

Проверьте работу одинарного защитного клапана.

Подсоедините контрольный манометр к баллону, предварительно выпустив воздух из всех трех баллонов.

Затем наполните баллоны сжатым воздухом, сравнивая показания двухстрелочного манометра.

Сжатый воздух должен поступать в баллон после того, как давление воздуха достигнет величины 550 кПа (5,5 кгс/см2).

Проверьте величину давления на соединительных головках.

Для этого к соединительной головке 18 типа «A» подсоедините головку типа «Б» с контрольным манометром, находящуюся в комплекте ЗИП.

Заполните тормозную систему Урал-4320, 5557 сжатым воздухом до давления отключения компрессора.

Давление воздуха на контрольном манометре должно быть 500-520 кПа (5,0-5,2 кгс/см2).

Затем нажмите на педаль тормоза или включите стояночный тормоз. При этом контрольный манометр должен показать 0.

Проверьте величину давления на управляющей 16 и питающей 17 соединительных головках двухпроводного привода.

В питающей соединительной головке давление воздуха должно быть равно давлению в системе, а в управляющей головке давление равно 0.

При нажатии на педаль тормоза или при включении стояночного тормоза давление воздуха в управляющей головке должно быть равно давлению в системе.

Для обеспечения нормальной работы пневмопривода Урал-4320, 5557 сливайте конденсат из воздушных баллонов.

Эту операцию проводите при наличии воздуха в пневмосистеме.

В холодное время сливайте конденсат при выезде из теплого гаража.

После слива конденсата из баллонов заполните систему сжатым воздухом до номинального давления.

При температуре окружающего воздуха ниже 0 °С и в случае безгаражной стоянки автомобилей необходимо особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов.

В случае замерзания конденсата необходимо замерзшие участки отогреть горячей водой или паром.

Не подогревайте агрегаты открытым огнем (факелом, паяльной лампой и др.).

Заполняйте систему гидравлического привода Урал-4320, 5557 жидкостью и прокачивайте тормоза при наличии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля.

Перед заполнением системы удалите грязь с главных тормозных цилиндров и бачков.

Затем, сняв трубку герметизации и отвернув пробку наливного отверстия, заполните бачки тормозной жидкостью и удалите воздух из гидравлической системы.

Порядок прокачки главных тормозных цилиндров и колесных цилиндров рабочих тормозов Урал-4320, 5557:

снимите резиновый колпачок с перепускного клапана главного цилиндра, наденьте на клапан трубку, имеющуюся в комплекте инструмента, открытый конец трубки опустите в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,2 л.

Жидкость наливайте в сосуд до половины его высоты;

отверните на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза (нажимайте быстро, отпускайте медленно).

Нажатие повторяйте, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из трубки, опущенной в сосуд с тормозной жидкостью.

При прокачке доливайте жидкость в бачки, чтобы в систему не проникал воздух;

нажав на педаль, плотно заверните перепускной клапан цилиндра Урал-4320, 5557, снимите и наденьте колпачок;

прокачайте колесные тормозные цилиндры в следующем порядке: средний левый, задний левый, задний правый, средний правый, передний правый, передний левый;

после прокачки всех цилиндров долейте жидкость в бачки до уровня 15-20 мм ниже верхней кромки наливной горловины и плотно заверните пробку наливного отверстия.

При замене тормозной жидкости разберите колесные и главные цилиндры, промойте рабочие поверхности деталей.

При сборке колесных цилиндров Урал-4320, 5557 смажьте поршень и внутреннюю поверхность цилиндра тормозной жидкостью.

Для повышения коррозионной стойкости колесных цилиндров заложите под каждый колесный колпак на зеркало цилиндров по 4-5 г смазки ДТ-1.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________