КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

___________________________________________________________________________

Топливный насос высокого давления ТНВД ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 11) — плунжерного типа, шестисекционный, предназначен для подачи в цилиндры двигателя (через форсунки) в определенные моменты времени строго необходимого
количества топлива под высоким давлением в зависимости от режима работы двигателя.



Рис. 11. ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус; 2 — крышка подшипника; 3 — шариковый подшипник; 4 — сальник; 5 — кулачковый валик; 6 — ролик толкателя; 7 — ось ролика; 8 — толкатель плунжера; 9 — контргайка; 10 — регулировочный болт; 11 — нижняя тарелка пружины толкателя; 12 — плунжер; 13 - пружина толкателя; 14 — поворотная втулка плунжера; 15 — верхняя тарелка пружины толкателя; 16 — зубчатый венец; 17 — рейка; 18 — колпачок рейки; 19 — ограничительный винт; 20 — втулка плунжера; 21 — пружина перепускного клапана; 22 — перепускной клапан; 23 — седло перепускного клапана; 24 — пробка для выпуска воздуха; 25 — канал для подвода топлива; 26 — штуцер; 27 — соединительный ниппель; 28 — колпачковая гайка; 29 — седло нагнетательного клапана; 30 — нагнетательный клапан; 31 — пружина нагнетательного клапана; 32 — упор нагнетательного клапана; 33 — винт держателя штуцеров; 34 — стопорный винт втулки плунжера; 35 — канал для отвода избыточного топлива; 36 — держатель штуцеров; 37 — корпус
регулятора; 38 — боковая крышка; 39 — ролик толкателя поршня топливоподкачивающего насоса; 40 — топливоподкачивающий насос; 41 — промежуточная опора кулачкового валика; 42 — сливная (дренажная) трубка; 43 — стяжной винт; 44 — регулировочные прокладки.

ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 приводится в действие от распределительного вала через шестерню привода топливного насоса.

Насос ТНВД включает в себя шесть отдельных насосных секций, объединенных в общем алюминиевом корпусе 1 с приводом их от общего кулачкового валика 5.

Вместе с насосом высокого давления в этом агрегате объединены муфта автоматического опережения впрыска, которая закреплена на переднем конце кулачкового валика, регулятор числа оборотов, размещенный в корпусе 37, и топливоподкачивающий насос 40.

Основным рабочим элементом каждой насосной секции ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 является плунжерная пара, подающая топливо к форсунке и состоящая из плунжера 12 и втулки 20, изготовленных из легированной стали со специальной термической и механической обработкой.

Плунжер и втулку обрабатывают с высокой точностью и спаривают друг с другом не путем совместной притирки, а методом селективной (выборочной по размеру) сборки. Плунжер и втулку по действительным размерам сортируют на группы, подбираемые с таким расчетом, чтобы диаметральный зазор между втулкой и плунжером был в пределах 0,5—1,5 мкм.

Подобранную на заводе плунжерную пару в дальнейшем раскомплектовывать нельзя: детали заменяют только комплектно. Каждый топливный насос ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 комплектуется плунжерными парами одной размерной группы.

Диаметр плунжера равен 9 мм, ход плунжера — 10 мм.

Втулка 20 плунжера выполнена в виде цилиндра с тремя ступеньками на наружной поверхности.

В верхней части втулки имеются два поперечных отверстия, расположенных на противоположных стенках со смещением по высоте одно относительно другого.

Верхнее отверстие является входным и служит для заполнения топливом надплунжерного пространства во втулке, а нижнее — выходным и предназначено для отсечки конца подачи топлива.

Втулка установлена непосредственно в корпусе насоса и зафиксирована винтом 34.

Плунжер ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 представляет собой цилиндрический стержень. В верхней цилиндрической части плунжера имеются две винтовые кромки, из которых одна является отсечной рабочей, а другая служит для увеличения срока службы плунжера.

С торца головки по оси плунжера просверлено отверстие, пересекающееся с горизонтальным отверстием, соединяющим верхние концы винтовых кромок. Эти отверстия сообщают надплунжерное пространство с пространством винтовых канавок.

Винтовая кромка позволяет регулировать количество подаваемого плунжером топлива путем поворота плунжера во втулке.

Поворачиваясь во втулке, плунжер топливного насоса винтовой кромкой открывает раньше или позднее выходное (отсечное) отверстие втулки, вследствие чего изменяется продолжительность впрыска, а следовательно, и количество подаваемого топлива.

Нижняя часть плунжера имеет два направляющих выступа, входящих в пазы поворотной втулки 14, установленной на втулке плунжера.

На поворотной втулке стяжным винтом закреплен зубчатый венец 16, находящийся в зацеплении с рейкой 17 ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Эта рейка передвигается регулятором; при этом одновременно повертываются все поворотные втулки, а следовательно, и плунжеры во втулках всех
шести насосных секций. Таким образом изменяется количество подаваемого топлива.

Необходимое положение рейки по отношению к зубчатому венцу определяется стопорным винтом, входящим в продольный паз рейки. Угловым смещением поворотной втулки 14 относительно зубчатого венца 16 при ослабленном винте 43 регулируется подача топлива каждой секцией насоса.

Под действием пружины 13 плунжер нижней головкой через верхнюю тарелку 15 пружины толкателя плотно прижимается к головке регулировочного болта 10, ввернутого в толкатель 8 плунжера.

Другой конец пружины 13 опирается на нижнюю тарелку 11, установленную в кольцевой выточке корпуса насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. Толкатель посредством ролика 6 прижимается к кулачку валика 5.

От поворота толкатель фиксируется осью 7 ролика, выступы которой входят в пазы на расточках корпуса насоса. Ролик толкателя имеет «плавающую» втулку.

Под действием кулачка валика 5 насоса и пружины 13 плунжер совершает во втулке возвратно-поступательное движение.

Регулировочный болт 10, ввернутый в толкатель, стопорится контргайкой 9 и служит для регулировки начала подачи топлива. На верхнем торце втулки 14 плунжера установлен нагнетательный клапан 30, прижимаемый к седлу 29 пружиной 31.

Нагнетательный клапан служит для разобщения нагнетательного и всасывающего трубопроводов при ходе плунжера вниз. Для уплотнения между седлом клапана и штуцером 26 установлена текстолитовая прокладка.

Нагнетательный клапан внизу имеет четыре продольные прорези, упирающиеся вверху в цилиндрический поясок, называемый разгрузочным.

Верхняя часть клапана заканчивается упорным конусом. Нагнетательные клапаны, так же как и плунжерные пары, по гидравлической плотности делятся на две группы.

Топливные насосы ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 комплектуют нагнетательными клапанами только одной группы. Раскомплектовка пары клапан — седло в процессе эксплуатации недопустима так же, как и плунжерной пары.

Корпус нагнетательного клапана прижимается к притертой поверхности втулки плунжера штуцером 26, ввернутым в корпус насоса: К штуцеру через ниппель 27 присоединен топливопровод, идущий к форсунке.

Кулачковый валик 5 вращается в подшипниках, установленных в крышке 2, корпусе 37 регулятора и промежуточной опоре 41. Концевые шейки кулачкового валика уплотнены резиновыми сальниками. Осевое перемещение кулачкового валика в подшипниках допускается в пределах 0,01—0,07 мм.

Для устранения излишнего перемещения валика служит набор регулировочных прокладок 44.

Рейка 17 топливного насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса.

Выступающий из насоса конец рейки защищен колпачком 18, в который ввернут винт 19, ограничивающий мощность двигателя во время обкатки. Этот винт законтрен проволокой и опломбирован.

В верхней части корпуса насоса имеются каналы для подвода 25 и отвода 35 топлива, по которым оно поступает к плунжерным парам. Со стороны регулятора каналы закрыты пробками с уплотнительными капроновыми шайбами.

Со стороны автоматической муфты к каналу 25 для подвода топлива присоединен подводящий топливопровод.

Избыточное количество топлива отводится через перепускной клапан по каналу 35.

Продольные каналы в корпусе насоса ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединены между собой поперечными каналами, которые закрываются двумя пробками 24, служащими для выпуска воздуха из системы питания.

В боковой крышке 38 имеется отверстие для заливки масла в топливный насос, закрытое пробкой-сапуном.

Болты крепления боковой крышки опломбированы. Для контроля уровня масла в корпусе насоса служит указатель. Через сливную (дренажную) трубку 42, закрепленную на двигателе, излишки масла сливаются наружу.

Работа насосной секции ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 происходит следующим образом (рис. 12). Топливо из фильтра тонкой очистки поступает в насос и заполняет канал 7.

При движении плунжера вниз (рис. 12, а) под действием пружины происходит впуск топлива.

Топливо из канала 7 через входное отверстие 8 втулки поступает в надплунжерное пространство 13 и заполняет его.

При движении плунжера вверх (рис. 12, б) под действием кулачка топливо сначала перетекает обратно через входное отверстие в канал 7.

Это происходит до тех пор, пока плунжер верхней кромкой не перекроет входное отверстие.

Как только входное отверстие будет перекрыто, оставшееся в надплунжерном пространстве топливо начнет сжиматься, а давление возрастать.

Когда давление достигнет 10—18 кГ/см2, нагнетательный клапан 4, преодолевая сопротивление пружины 1, поднимется и топливо начнет поступать по топливопроводу высокого давления к форсунке.



Рис. 12. Схема работы насосной секции топливного насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — впуск топлива; б — начало подачи; в — конец подачи; 1 — пружина нагнетательного клапана; 2 — разгрузочный поясок нагнетательного клапана; 3 — штуцер; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло нагнетательного клапана; 6 — втулка плунжера; 7 — канал для подвода топлива; 8 — входное отверстие втулки; 9 — плунжер; 10 — рабочая винтовая кромка плунжера; 11 — выходное отверстие втулки; 12 — канал для отвода избыточного
топлива; 13 — надплунжерное пространство.

При дальнейшем движении плунжера вверх давление топлива в системе нагнетания повышается.

Как только давление достигнет величины 165+5 кГ/см2, игла форсунки приподнимется и начнется впрыск топлива в камеру сгорания. Поднимаясь дальше, плунжер выталкивает заряд топлива через форсунку в камеру сгорания.

Это происходит до тех пор, пока винтовая кромка плунжера не начнет открывать выходное отверстие 11 втулки.

Как только это отверстие начнет открываться, топливо из надплунжерного пространства (рис. 12, в) через вертикальное и горизонтальное отверстия в плунжере с большой скоростью начнет перетекать в канал 12.

По мере открывания отверстия давление топлива над плунжером резко уменьшается и нагнетательный клапан 4 под действием пружины 1 начнет закрываться.

При закрывании нагнетательного клапана ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в отверстие седла сначала войдет цилиндрический разгрузочный поясок 2 клапана и только после этого конус клапана сядет в седло.

При опускании разгрузочного пояска клапана в отверстие объем пространства за клапаном за счет объема, освобождаемого пояском, будет увеличиваться, что сопровождается падением давления топлива на участке между клапаном и форсункой.

Иначе говоря, разгрузочный поясок вначале разобщает нагнетательный трубопровод от надплунжерного пространства, а затем, опускаясь дальше в отверстие седла, действует как плунжер, отсасывая из нагнетательного трубопровода некоторое количество топлива.

Ввиду того что по времени все это протекает очень быстро, давление топлива за клапаном резко падает.

Вследствие этого игла форсунки моментально садится в седло распылителя, закрывая выходные отверстия, и происходит резкая отсечка подачи топлива в камеру сгорания.

Действие разгрузочного пояска клапана является весьма важным, так как оно предотвращает гидравлические удары, которые могут возникнуть в трубках высокого давления после каждого впрыска и вызвать повторный подъем иглы форсунки, а также устраняет подтекание топлива через иглу.

Запорный конус нагнетательного клапана ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 после посадки его в седло надежно разделяет пространство, занимаемое топливом за клапаном (топливопровод и форсунка), от надплунжерного пространства.

Давление топлива за клапаном между впрысками остается небольшим, но почти всегда постоянным, что способствует получению неизменных по объему и началу впрысков топлива на определенных, но часто меняющихся режимах работы двигателя.

На этом заканчивается цикл подачи топлива в камеру сгорания и плунжер, дойдя до верхней точки вхолостую, начинает опускаться, осуществляя ход всасывания следующего цикла.

Как уже упоминалось, количество подаваемого топлива насосными секциями ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изменяется поворотом плунжеров вокруг собственной оси зубчатой рейкой (рис. 13), в результате чего увеличивается или уменьшается длина хода нагнетания.

Положение плунжера 3, указанное на рис. 13, а, соответствует максимальной подаче топлива, так как длина хода нагнетания, определяемая расстоянием А от винтовой кромки плунжера до выходного отверстия 2 втулки, через которое отводятся излишки топлива, является наибольшей.

При движении рейки назад плунжер, поворачиваясь против часовой стрелки (если смотреть снизу), винтовой кромкой раньше откроет отверстие 2, вследствие чего длина хода нагнетания, а следовательно, и количество впрыскиваемого в камеру сгорания топлива уменьшится.

Положение плунжера, показанное на рис. 13, б, соответствует половинной подаче. Из рисунка видно, что длина хода нагнетания уменьшилась по сравнению с длиной хода нагнетания при максимальной подаче.

Если продолжать движение рейки назад, то плунжер, поворачиваясь против часовой стрелки, винтовой кромкой все раньше будет открывать отверстие 2 и, наконец, займет такое положение, когда горизонтальное отверстие в плунжере будет находиться в одной вертикальной плоскости с отверстиями во втулке плунжера.

Это положение показано на рис. 13, в и соответствует прекращению подачи топлива и, следовательно, остановке двигателя.

В этом положении плунжера хода нагнетания нет, так как на всем протяжении хода плунжера вверх надплунжерное пространство сообщается с каналами в корпусе насоса (сначала с отводящим, а затем с подводящим).

Из описанного выше следует, что количество подаваемого топлива насосом высокого давления двигателя ЯМЗ-236 автомобилей ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изменяется путем изменения лишь конца подачи топлива.

Начало впрыска при всех поворотах плунжера остается постоянным, так как верхняя кромка плунжера перекрывает входное отверстие все время в один и тот же момент по длине хода.



Рис. 13. Схема изменений количества подаваемого топлива ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — максимальная подача; б — половинная подача; в — подачи нет; 1 — рабочая винтовая кромка плунжера; 2 — выходное отверстие втулки; 3 — плунжер; 4 — входное отверстие втулки; 5 — нерабочая винтовая кромка.

Изменение момента начала подачи топлива по углу поворота коленчатого вала достигается изменением длины толкателя 8 (рис. 11) при помощи регулировочного болта 10 и контргайки 9.

При вывертывании болта плунжер перемещается вверх, и тогда верхняя кромка плунжера при ходе нагнетания раньше перекрывает входное отверстие втулки и, следовательно, топливо будет раньше вводиться в цилиндр (угол опережения впрыска возрастет).

При завертывании болта, наоборот, топливо будет вводиться в цилиндр с запаздыванием (угол опережения впрыска уменьшится).

Порядок работы секций насоса соответствует порядку работы двигателя, т. е. 1—4—2—5—3—6.

Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 14) — поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака к насосу высокого давления. Он устанавливается на корпусе топливного насоса высокого давления.

Привод насоса осуществляется от эксцентрика кулачкового валика насоса высокого давления через роликовый толкатель.

Корпус топливоподкачивающего насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337представляет собой фасонную чугунную отливку с наружной обработанной привалочной плоскостью фланца крепления и с большим количеством внутренних каналов, расточек и отверстий.



Рис. 14. Топливоподкачивающий насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус; 2 — поршень; 3 — пружина поршня; 4 и 16 — уплотнительные шайбы; 5 и 17 — пробки; 6 — втулка штока; 7 — шток толкателя; 8 — пружина толкателя; 9 — толкатель поршня; 10 — стопорное кольцо толкателя; 11 — сухарь толкателя; 12 — ось ролика; 13 — ролик толкателя; 14 — нагнетательный клапан; 15 — пружина; 18 — корпус цилиндра ручного насоса; 19 — цилиндр ручного насоса; 20 — поршень ручного насоса; 21 — шток поршня; 22 — рукоятка; 23 — прокладка; 24 — втулка цилиндра ручного насоса; 25 — всасывающий клапан; 26 — седло клапанов.

Подклапанное пространство всасывающего клапана 25 соединено отверстием с трубопроводом, подводящим топливо к насосу, а надклапанное — каналом с полостью корпуса, в которой перемещается поршень.

Подклапанное пространство нагнетательного клапана 14 соединяется с полостью, в которой перемещается поршень, а надклапанное — с нагнетательным каналом.

Кроме этих каналов, в корпусе имеется еще канал, соединяющий полость перемещения поршня (у перегородки насоса) с нагнетательным каналом.

Поршень приводится в действие роликовым толкателем У через шток 7. Ролик 13 толкателя вращается на «плавающей» оси 12, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями 11.

Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса насоса, предохраняют толкатель от проворачивания.

Пружина 8, упирающаяся во втулку 6 штока, прижимает толкатель к эксцентрику кулачкового валика. Толкающее усилие от толкателя к поршню передается через шток 7, перемещающийся в направляющей втулке 6, которая ввернута на специальном клее в корпус насоса.

Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.

Стальной поршень 2 имеет форму стакана с фасонным днищем, примыкающим к перегородке корпуса насоса. Внутрь поршня вставлена пружина 3, упирающаяся одним концом в днище поршня, а другим — в пробку 5, ввернутую снаружи в корпус и герметически закрывающую полость перемещения поршня. Таким образом, пружина постоянно прижимает поршень к внутренней перегородке насоса.

Всасывающий 25 и нагнетательный 14 клапаны, изготовленные из капрона, имеют грибовидную форму и прижимаются к седлам пружинами.

Толкатель, прижимаемый пружиной 4 (рис. 15) к эксцентрику 1 вращающегося кулачкового валика насоса высокого давления ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, получает возвратно-поступательное движение вдоль расточки в корпусе насоса.

Движение толкателя вверх принудительное, а движение толкателя и поршня вниз осуществляется под действием пружин 4 и 13.

Когда поршень под действием пружины 13 опускается вниз, в надпоршневой камере 14 создается разрежение, вследствие чего в определенный момент открывается всасывающий клапан 8, и топливо из топливного бака, пройдя фильтр предварительной очистки, по топливопроводу засасывается в надпоршневую камеру (рис. 15, а).

К концу хода поршня давление в топливном баке и надпоршневой камере уравнивается и всасывающий клапан закрывается.

При движении поршня вверх (рис. 15, б) под действием толкателя, на который давит эксцентрик, сжимается пружина 13, всасывающий клапан остается закрытым и топливо выталкивается из надпоршневой камеры 14 через открывающийся под действием избыточного давления нагнетательный клапан 10 в нагнетательный канал и поступает к фильтру тонкой очистки.

Одновременно под действием разрежения, образующегося под поршнем, топливо заполняет подпоршневую камеру 6.

При последующем движении поршня вниз, когда идет заполнение топливом надпоршневой камеры, нижняя часть поршня выталкивает топливо из подпоршневой камеры в нагнетательный канал и далее к фильтру тонкой очистки.



Рис. 15. Схемы работы топливоподкачивающего насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

а — всасывание; б — нагнетание; 1 — эксцентрик кулачкового валика; 2 — ролик; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — шток; 6 — подпоршневая камера; 7 — вход в насос от топливного бака; 8 — всасывающий клапан; 9 — пружина всасывающего клапана; 10 — нагнетательный клапан; — пружина нагнетательного клапана; 12 — поршень; 13 — пружина поршня; 14 — надпоршневая камера; 15 — вход из насоса к фильтру тонкой очистки.

Количество подаваемого насосом топлива зависит от расхода его топливным насосом высокого давления и регулируется автоматически.

Регулировка осуществляется в результате изменения хода поршня, который зависит от давления в системе нагнетания. Регулирование происходит следующим образом.

При возрастании давления в нагнетательном канале (вследствие избытка топлива в насосе высокого давления и в трубопроводе при больших числах оборотов коленчатого вала двигателя или при засорении фильтра тонкой очистки) увеличивается давление и в подпоршневой камере 6.

Поэтому при последующем ходе вниз поршень встретит повышенное сопротивление со стороны топлива, находящегося в подпоршневой камере.

Поскольку поршень не соединен жестко с толкателем, то наступает момент, когда усилие пружины 13 уравновешивается давлением топлива в подпоршневой камере.

В этот момент поршень останавливается и, занимая какое-то среднее положение, как бы «зависает». Таким образом, между поршнем и толкателем, опустившимся вниз под действием пружины 4, образуется просвет.

В дальнейшем при движении толкателя вверх шток переместит поршень в исходное положение.

Следовательно, величина перемещения поршня вниз зависит от расхода топлива. Чем меньше расход топлива, тем больше противодавление, а поэтому поршень остановится раньше, и, наоборот, чем больше расход топлива, тем больше ход поршня.

Это обстоятельство позволяет всегда поддерживать в нагнетательном канале насоса необходимое постоянное давление, не зависящее от режима работы двигателя.

На топливоподкачивающем насосе установлен насос ручной подкачки топлива для опрессовки нагнетающей части топливной магистрали с целью удаления воздуха при неработающем двигателе и для заполнения ее топливом при обслуживании.

Устройство насоса ручной подкачки топлива ТНВД Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 показано на рис. 34. Между корпусом насоса и цилиндром установлена резиновая прокладка 23, которая при навернутой на цилиндр рукоятке одновременно уплотняет зазор между поршнем и корпусом.

Насос работает следующим образом. Отвернув рукоятку с резьбы горловины цилиндра, последовательно вытягивают ее вверх до упора и опускают вниз также до упора и т. д.

При вытягивании рукоятки вверх вместе с ней поднимается поршень и в цилиндре создается разрежение. В разреженное пространство цилиндра из топливного бака через фильтр предварительной очистки и открывшийся всасывающий клапан 25 засасывается топливо.

При опускании рукоятки, а вместе с ней и поршня вниз топливо в цилиндре сжимается и под действием возросшего давления всасывающий клапан 25 закрывается и открывается нагнетательный клапан 14, через который топливо подается в нагнетательный канал и далее по топливопроводу к фильтру тонкой очистки.

При отсутствии надобности в пользовании насосом ручной подкачки рукоятку навертывают на горловину цилиндра.

При этом поршень прижимается плотно к прокладке, не допуская просачивания топлива из каналов топливоподкачивающего насоса в полость цилиндра.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________