КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Сцепление автомобилей Краз-255, 260 и его регулировки

___________________________________________________________________________

Разборка, проверка технического состояния деталей и сборка сцепления Краз-255, 260

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260 с кожухом разбирают только в том случае, если необходим ремонт или замена отдельных деталей.

Ввиду того, что специальных приспособлений для разборки и сборки сцеплений двигателя ЯМЗ-238 промышленность не выпускает, нажимной диск рекомендуется разбирать под прессом.



Рис.27. Сцепление автомобиля Краз-255, 260

Порядок разборки сцепления Краз-255, 260 следующий:

Пометить метками совместное положение кожуха 2 (рис.27) и нажимного диска 1.

Вывернуть регулировочные болты 14 вместе с контргайками 15.

Установить нажимной диск сцепления Краз-255, 260 с кожухом в сборе под пресс и прижать кожух к нажимному диску так, чтобы несколько сжались пружины 3.

Вывернуть болты 9 крепления опорных пластин 10 регулировочных гаек 11, снять стопорные шайбы и опорные пластины.

Вывернуть регулировочные гайки 11 вилок 12 рычагов 7 корзины сцепления Краз-255, 260.

Плавно прекратить действие пресса на кожух нажимного диска и снять кожух 2.

Снять пружины 3, теплоизоляционные подкладки 4 и шайбы подкладок, снять муфту 5 рычагов 7.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси 13 рычагов 7. Снять рычаги.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси вилок оттяжных рычагов, снять пружины 8 вместе с петлями 6 и отделить вилки от рычагов.

При необходимости извлечь иглы из оттяжных рычагов.

Снять нажимной диск, промыть детали сцепления Краз-255, 260 в дизельном топ­ливе или керосине и протереть.

Проверить техническое состояние деталей, изношенные детали заменить.

Требования к основным деталям сцепления Краз-255, 260

Ведомые диски сцепления Краз-255, 260

Износ фрикционных накладок считается допустимым, если расстояние от поверхности трения до головок заклепок не менее 0,15 мм.

Во время приклепывания новых накладок соблюдать осторожность, чтобы не повредить диск и поверхности накладок.

Фрикционные накладки лучше всего крепить медными трубчатыми заклепками, при этом головки заклепок надо поочередно, в шахматном порядке, устанавливать с одной и с другой стороны ведомого диска Краз-255, 260.

Расстояние от поверхности накладки до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Краз-255, 260 в сборе с новыми накладками должна быть 10±0,1 мм.

Поверхности накладок должны быть плоскими: отклонение не более 0,3 мм.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхности трения диска по среднему радиусу накладок допускается не более 0,3 мм.

В качестве оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

Для устранения биения ведомого диска сцепления Краз-255, 260 допускается правка его и шлифование поверхности накладок.

Разность толщины накладок после шлифовки не должна быть более 0,2 мм.

Предельно допустимый износ шлицев в ступице проверяют по размеру канавок, который не должен превышать 6,25 мм.

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260

Не допускаются трещины и глубокие задиры на плоскости нажимного диска. Коробление допускается не более 0,2 мм.

Допускается износ отверстий под ось оттяжного рычага до диаметра 10,88 мм.

Диск сцепления Краз-255, 260 ведущий средний

Не допускаются трещины и глубокие задиры на поверхностях диска. Коробление не должно превышать 0,2 мм.

Рычаг выключения сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстий под оси до диаметра 14,9 мм.

Вилка рычага сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстия под ось до диаметра 10,88 мм.

Ось рычага Краз-255, 260

Износ по наружному диаметру не должен превышать 10,76 мм.

Пружина нажимная сцепления Краз-255, 260

Длина в свободном состоянии 88 мм. Под нагрузкой 45±3,5 —56 мм.

Собирают кожух сцепления Краз-255, 260 с нажимным диском в порядке, обратном разборке, при этом необходимо:

- при установке рычагов выключения сцепления игольчатые подшипники набить смазкой;

- при установке кожуха на нажимный диск (корзину) совместить нанесенные при разборке метки;

- прижать кожух к нажимному диску (корзине) Краз-255, 260 до установочного размера 27 ±0,1 мм и при помощи регулировочных гаек на вилках рычагов нажимного диска установить размер 56±0,5 мм (см. рис. 82).

После регулировки поверхность муфты выключения сцепления Краз-255, 260 должна быть параллельна поверхности нажимного диска.

Допуска­ется биение не более 0,4 мм на радиусе 45 мм, при этом опорные поверхности концов всех четырех оттяжных рычагов должны одновременно касаться муфты.

После регулировки установить стопорные шайбы и отогнуть их в двух местах;

- отход нажимного диска (корзины) Краз-255, 260 должен быть в пределах 2—2,75 мм при ходе муфты оттяжных рычагов 15 мм;

- после установки сцепления и коробки передач отрегулировать величину отхода среднего ведущего диска и свободного хода педали сцепления.

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260

Для нормальной работы сцепления Краз-255, 260 между муфтой отжимных рычагов и подшипником при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2 — 4,0 мм.

Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 32 — 40 мм (полный ход педали сцепления равен 165— 175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению и быстрому износу подшипника выключения сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью, что ведет к повышенному износу деталей коробки передач.

ННеполное выключение сцепления Краз-255, 260 обнаруживается при переключении передач по шуму шестерен в коробке, особенно в момент включения первой передачи или заднего хода.



Рис.28. Привод выключения сцепления Краз-255, 260

1 — педаль сцепления; 2 — сервоусилитель; 3— упорные болты; 4 — тяга выключения; 5 — контргайка; 6 — вилка тяги; 7 — крышка люка картера сцепления; 8—регулировочный болт; 9 — контргайка; 10 — крышка люка картера маховика, 11 —ведомые диски сцепления; 12 — средний ведущий диск; 13 — отжимный рычаг; 14 —муфта выключения сцепления; 15 — муфта отжимных рычагов; 16 — вилка выключения; 17 — рычаг вала вилки выключения; А — зазор между регулировочным болтом и средним ведущим диском; Б — зазор между муфтой отжимных рычагов и муфтой подшипника выключения сцепления

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260 происходит в два этапа:

Сначала регулируют величину отхода среднего ведущего диска (зазор А на рис.28), а затем свободный ход муфты выключения сцепления (зазор Б).

При регулировке сцепления строго соблюдать указанный порядок.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора А)

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снять крышки 7 и 10 люков картера сцепления и картера маховика.

Проворачивая маховик ослабить контргайку 9 и ввернуть до упора в средний ведущий диск регулировочные болты 8.

После этого отвернуть каждый регулировочный болт на один оборот, что соответствует зазору 1 мм, и законтрить болты контргайками.

Контргайки затягивать при зафиксированных болтах, без значительных усилий во избежание среза резьбы в кожухе сцепления Краз-255, 260 и нарушения установленного зазора.

После регулировки проверить зазор А между средним ведущим диском и каждым регулировочным болтом.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора Б)

Отъединить вилку 6 тяги 4 от рычага 17.

Отпустить контргайку 5 и, ввертывая пли вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления.

Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления Краз-255, 260, зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги.

Проверить величину свободного хода педали сцепления.

Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика.

Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление Краз-255, 260, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач.

Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски.

В случае, если износ фрикционных накладок еще позволяет эксплуатацию сцепления, а регулировка свободного хода изменением длины тяги уже невозможна, переставить на один шлиц рычаг 17 вала вилки 16 выключения сцепления, повернув его к тяге 4.

При установке на сцепление Краз-255, 260 новых накладок или дисков рычаг возвратить в первоначальное положение.

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________