КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

___________________________________________________________________________

Рулевое управление автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337— один из наиболее ответственных механизмов. Повышение грузоподъемности и интенсивности эксплуатации повышает требования к рулевым управлениям автомобилей.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и четкость управления, сохранение заданного направления движения и обладать высокой надежностью и долговечностью.

Рулевое управление автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидроусилителем (ГУР) руля и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом.

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим надежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.

С рулевым механизмом колонка соединена с помощью кардана.

В качестве крестовины кардана рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 использована крестовина карданного вала автомобилей АЗЛК. Игольчатые подшипники крестовины смазывают через угловую масленку, ввернутую в крестовину.

Смазку нагнетать до появления ее из сапуна, установленного в центре крестовины.

Разрезные вилки шарнира установлены на шпонке и стянуты болтом, ввернутым в тело вилки.

Применение телескопической рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины.

Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывают при сборке колонки и сезонно.

Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления.

Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в бронзовой втулке 23, смазываемой с помощью масленки 22 (рис. 31), и в фторопластовой втулке 17, не требующей смазки.

Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 24, которая крепится стопорной втулкой 6.

Рулевое колесо закреплено на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.

На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.



Рис. 31. Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка.

Техническое обслуживание рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации в результате износа упорных шайб 4 (см. рис. 31) может возникнуть повышенный осевой люфт вала рулевого колеса относительно рулевой колонки, который проверяют при ТО-2 путем покачивания рулевого колеса обеими руками вдоль оси рулевой колонки.

Для устранения осевого люфта вала рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 нужно:

- отвернуть винты крепления и снять декоративные кожухи рулевой колонки;

- отвернуть стопорный винт 7 и переместить втулку 6 до полного выхода ее шлиц из зацепления со шлицами корпуса 8;

- вращать регулировочную гайку 24 (через втулку 6) до упора ее в торец ступицы рулевого колеса, а затем отвернуть ее до совпадения впадин шлиц втулки 6 с выступами шлиц корпуса 8, переместить втулку 6 вниз по шлицам до упора;

- отсоединить вилку 12 кардана от вала рулевого механизма и вращением рулевого колеса убедиться в отсутствии заеданий;

- зафиксировать шлицевую втулку 6 винтом 7, присоединить вилку кардана к валу рулевого механизма;

- проверить отсутствие люфта вала рулевого колеса относительно рулевой колонки.

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 32) состоит из винта 18 и шариковой гайки-рейки 16, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 1.

Вращательное движение винта механизма преобразуется в прямолинейное возвратно-поступательное движение гайки-рейки.

Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности (разность диаметра шариков не более 0,002 мм).

Для создания замкнутой системы качения шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, состоящие из двух половинок.

При помощи этих направляющих созданы два замкнутых потока шариков.



Рис. 32. Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — сектор; 2 — сальник; 3 — игольчатый подшипник; 4 — боковая крышка; 5 — пробка сливного отверстия; 6 — регулировочный винт; 7 — штифт; 8 — стопорная пластина; 9 — регулировочная гайка; 10 — нижняя крышка; 11 — резиновое кольцо; 12 — уплотнительная шайба; 13 — прокладка; 14 — подшипник; 15 — картер; 16 гайка-рейка; 17 — шарик; 18 — винт; 19 — пробка заливного отверстия; 20 — подшипник; 21 — сальник.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы по величине радиального зазора.

Точность сборки шарикового винта контролируется по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания гайки на винте. Величина этого момента обычно не превышает 12—14 кГсм.

Если поставить винт в вертикальное положение, то гайка должна вращаться на винте от легкого толчка рукой.

Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение гайки-рейки на винте.

Профиль резьбовой канавки на винте и гайке имеет четырехточечный контакт в винтовом канале передачи.

Благодаря применению четырехточечного контакта зазоры в соединении винта с гайкой остаются практически постоянными независимо от направления усилия и изменения его величины.

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.

Винт 18 рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на двух сферических подшипниках 20, которые можно регулировать при помощи гайки 9.

Эта гайка для предохранения от самоотвертывания контрится штифтом 7 и стопорной пластиной 8.

Рабочая часть винта имеет бочкообразную форму: в средней части винт на длине 40 мм имеет постоянный диаметр с постепенным уменьшением его к краям на 0,05 мм.

Сектор рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на трех игольчатых подшипниках.

Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом 6, головка которого входит в отверстие вала сектора рулевого механизма и удерживается в нем с помощью гайки.

Регулировочный винт 6 в сборе с валом сектора ввернут в боковую крышку 4 картера и закреплен контргайкой. Сектор имеет пять зубьев с переменной по длине толщиной.

Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. Толщина этого зуба сектора несколько увеличена по сравнению с толщиной остальных зубьев.

На торце вала сектора нанесена метка для правильной установки рулевой сошки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. При сборке метки рулевой сошки и торца вала сектора должны быть совмещены.

При правильной установке сектора относительно гайки-рейки полный угол поворота рулевой сошки (пять оборотов рулевого колеса) должен быть 80° (не менее 40° в каждую сторону от среднего положения, которое определяется по совпадению меток на торцах вала сектора и картере рулевого механизма).

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, смазке согласно карте смазки, проверке герметичности всех уплотнений.

Для смазки рулевого механизма применять только чистое масло. Инвентарь, применяемый для заправки масла, должен быть совершенно чист, а место для заливки масла на картере — тщательно очищено от грязи.

При смене масла обращать внимание на степень загрязненности сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим маслом.

При сливе масла из картера рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется подставлять небольшой противень, чтобы грязное масло не попало на гидроусилитель.

Уровень смазки в картере должен быть на 20—25 мм ниже кромки отверстия для заливки.

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки.

Регулировку рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует начинать с подшипников винта в следующей последовательности:

- снять рулевой механизм;

- снять сошку, отвернув болты крепления крышки сектора, вынуть сектор в сборе с крышкой;

- снять стопорную пластину 8 (рис.32) и с помощью гайки 9 установить небольшой натяг в подшипниках винта. После регулировки момент для проворачивания винта должен быть 12—25 кГсм;

- после установки сектора и регулировки зацепления гайки-рейки с сектором момент, необходимый для проворачивания винта в среднем положении, должен быть 13—35 кГсм.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой люфт регулировочного винта в вале сектора, который не должен превышать 0,1 мм.

Если осевой люфт больше допустимого, снять боковую крышку 4, вынуть сектор и, удалив сварку па запорной гайке, ввертыванием ее довести осевой люфт регулировочного винта до 0,06 мм.

Запорная гайка стопорится приваркой ее к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Зацепление сектора с гайкой-рейкой в рулевом механизме Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 регулировать в следующей последовательности:

- подсоединить крышку 4 и вращать регулировочный винт 6 по часовой стрелке, до упора, чтобы зазор зацепления был доведен до нуля;

- измерить момент, необходимый для проворачивания винта, с помощью динамометрического ключа.

Указанный момент около среднего положения должен быть 13—35 кГсм.

В случае необходимости вращением регулировочного винта довести момент до указанной величины. При этом свободный ход винта не должен превышать 6° при неподвижной рулевой сошке Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

По окончании регулировки законтрить регулировочный винт контргайкой.

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроусилителю, проверить работу рулевого управления в целом.

При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 20 кГ при ненагруженном автомобиле и при работающем двигателе, а свободный ход рулевого колеса не более 10—15°.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________