

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Раздаточная коробка автомобиля Урал-4320, Урал-5557
___________________________________________________________________________
На автомобиле Урал-4320, 5557 крутящий момент от
коробки передач передается к раздаточной коробке, которая служит для
распределения крутящего момента между передним ведущим мостом и
двумя ведущими мостами задней тележки автомобиля.
В раздаточной коробке (раздатке) Урал-4320, 5557 может изменяться крутящий
момент, подводимый к ведущим колесам, т. е. раздатка является
одновременно дополнительной коробкой передач, увеличивающей число
передач и пределы изменения передаточного числа в трансмиссии.
Включение низшей (первой) передачи в коробке передач и в раздатке
Урал-4320, 5557 обеспечивает возможность преодоления автомобилем больших
сопротивлений движению (подъемы до 58% или тяжелые грунтовые
условия) и устойчивого движения автомобиля с небольшими скоростями
(2—5 км/ч).
У раздаточных коробок Урал-4320, 5557 с жесткой связью между валами
привода ведущих мостов (блокированный привод) соотношение между
крутящими моментами, подводимыми к главным передачам ведущих мостов,
зависит от некоторых конструктивных параметров автомобиля и условий
движения.
При блокированном приводе и прямолинейном движении по дорогам с
хорошим сцеплением, но с малым сопротивлением при разнице в радиусах
колес некоторые ведущие колеса могут скользить или пробуксовывать.
Это приводит к дополнительным потерям при движении, дополнительному
износу шин, нагрузкам и износам агрегатов трансмиссии.
Для устранения этих нежелательных явлений в раздатке Урал-4320, 5557
применяется дифференциальный привод.
В этом случае крутящий момент между валами привода ведущих мостов
распределяется дифференциалом, позволяющим этим валам вращаться с
разными угловыми скоростями.
Распределение момента между ведущими мостами определяется свойствами
установленного дифференциала.
Таким образом, применение дифференциала в раздаточной коробке
Урал-4320, 5557 позволяет снизить потери при движении по дорогам.
Однако применение дифференциального привода на скользких дорогах и
на влажных грунтах с малым сцеплением может привести к снижению и
потере проходимости автомобиля.
Для повышения проходимости в автомобилях предусматривается
устройство для блокировки дифференциала.
Раздаточная коробка (раздатка) Урал-4320, 5557 (рис. 16) механическая,
двухступенчатая, с несимметричным межосевым дифференциалом,
установлена на раме автомобиля на четырех резиновых подушках.
Рис.16. Раздатка автомобилей Урал-4320, 5557
1,22,36-фланцы; 2,10,16,25,32,39-крышки подшипников;
3,18-роликоподшипники конические; 4,38-шестерни высшей передачи;
5-втулка; 6-крышка верхнего люка; 7-муфта переключения передач;
8,20-шестерни низшей передачи; 9-картер раздаточной коробки; 11-вал
первичный; 12,13-шестерни привода спидометра (ведущая и ведомая);
14-вал гибкий привода спидометра; 15-сапун; 17-вал промежуточный;
19-втулка распорная; 21-вал привода заднего моста; 23-кольцо
маслосгонное; 24,40-гайки подшипников; 26-картер заднего подшипника
дифференциала; 27-обойма дифференциала задняя; 28-обойма
дифференциала с шестерней нижнего вала; 29-шестерня коронная;
30-шестерня солнечная; 31-муфта блокировки дифференциала; 33-болт;
34-отражатель фланца; 35-вал привода переднего моста; 37-сателлит
Дифференциал раздаточной коробки Урал-4320, 5557 планетарного типа с
четырьмя сателлитами, солнечной 30 и коронной 29 шестернями.
Момент от солнечной шестерни 30 передается на вал 35 привода
переднего моста, а от коронной шестерни 29 — на вал 21 привода
заднего моста.
При работающем (разблокированном) дифференциале раздатки Урал-4320,
5557
обеспечивается равномерная тяга всех осей и устраняются
дополнительные нагрузки в трансмиссии.
В зависимости от дорожных условий дифференциал раздаточной коробки
Урал-4320, 5557 может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода
переднего и заднего мостов вращаются как одно целое.
На валах привода переднего и заднего мостов имеются маслосгонные
кольца 23.
На наружных поверхностях маслосгонных колец нарезаны винтовые
канавки, направляющие масло при вращении валов от манжет в картер.
Спираль винтовой канавки выполнена разных направлений: для вала
привода переднего моста — левое направление, для вала привода
заднего моста — правое.
В соответствии с назначением на маслосгонных кольцах выбиты буквы
«П» (переднее) и «З» (заднее).
При сборке раздаточной коробки Урал-4320, 5557 следите, чтобы маслосгонные
кольца были правильно установлены, в противном случае неизбежна течь
масла через манжеты.
Раздаточные коробки автомобилей Урал-43202-0351-31,
Урал-4320-0911-30, седельных тягачей Урал-4420-10, Урал-4420-31,
Урал-44202-0311-31, Урал-44202-0612-30 отличаются от раздатки
автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31 шестернями привода
спидометра.
Раздаточная коробка Урал-4320, на которую устанавливается усиленная
коробка дополнительного отбора мощности, имеет удлиненный первичный
вал и измененный в зоне крепления дополнительного отбора картер.
Параметры шестерен привода спидометра зависят от передаточного
отношения главной передачи ведущего моста и размеров установленных
на автомобиле шин.
Регулировка раздаточной коробки
(раздатки) Урал-4320, 5557 и привода управления
Конические подшипники регулируются изменением количества прокладок
под крышками при снятой с автомобиля раздаточной коробке.
Перед регулированием подшипников установить раздатку Урал-4320, 5557 так,
чтобы верхний люк был в горизонтальном положении, и снять с него
крышку.
Осевое перемещение первичного и промежуточного валов должно быть
0,03-0,08 мм, контролировать осевое перемещение валов индикатором
часового типа.
Для регулировки подшипников первичного
вала раздатки Урал-4320, 5557:
- проверьте затяжку гайки крепления фланца и, при необходимости
(момент затяжки менее 200 Н.м (20 кг/см)), подтяните;
- установите стойку индикатора на плоскость люка картера так, чтобы
его ножка упиралась в торец шлица средней части первичного вала;
- пользуясь монтажной лопаткой как рычагом, через шестерню
переместите первичный вал до полной остановки стрелки индикатора,
плавно уменьшите величину осевого усилия, прикладываемого на длине
рычага 0,5 м до 2-5 Н (0,2-0,5 кгс) и зафиксируйте показание
индикатора;
- прилагая осевую силу в обратном направлении, аналогично
зафиксируйте второе показание индикатора.
Суммарное перемещение ножки индикатора должно быть 0,03-0,08 мм; при
большей величине удалите регулировочные прокладки из-под передней
крышки подшипника.
Для регулировки подшипников промежуточного
вала раздатки Урал-4320, 5557:
- снимите заднюю крышку подшипников промежуточного вала;
- расстопорите и затяните гайку крепления подшипника промежуточного
вала, плотно зажав распорную втулку шестерен;
- застопорите гайку и установите крышку;
- проверьте осевое перемещение промежуточного вала аналогично
первичному валу, при этом ножку индикатора уприте в торец одной из
шестерен; суммарное перемещение ножки индикатора должно быть
0,03-0,08 мм;
- отрегулируйте подшипники, удаляя регулировочные прокладки из-под
задней крышки промежуточного вала.
Для исключения ошибок при замере проверьте осевое перемещение валов
до и после регулирования два-три раза, предварительно проворачивая
валы.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте положение муфты
блокировки дифференциала раздаточной коробки Урал-4320, 5557 и муфты
переключения передач.
Положение муфты 31 (см.рис. 16) блокировки дифференциала регулируйте
вращением штока.
При проверке положения муфты установите шток в переднее
фиксированное положение и за фланец прокручивайте вал привода
переднего моста.
Если муфта не задевает шлицевой торец передней обоймы дифференциала
раздаточной коробки Урал-4320, 5557 — она установлена правильно.
Если муфта касается обоймы, переместите ее вперед, вращая шток по
часовой стрелке.
Положение муфты 7 переключения передач регулируйте подбором толщины
пакета регулировочных прокладок 11 (рис. 17).
Рис. 17. Управление раздаточной коробкой автомобиля
Урал-4320, 5557
1-рычаг блокировки дифференциала; 2-рычаг переключения передач;
3-пружина поджимная; 4-валик рычагов; 5,6-тяги; 7,8-поводки;
9-кронштейн; 10-шток вилки переключения передач; 11-прокладки
регулировочные; 12-шток вилки блокировки дифференциала раздаточной
коробки; I-дифференциал разблокирован; II-дифференциал заблокирован;
А-переднее положение рычага (включена высшая передача); В-среднее
положение рычага (нейтраль); С-заднее положение рычага (включена
низшая передача)
Положение муфты считается нормальным, если при фиксированном
нейтральном положении штока вилки переключения передач разность
свободной длины шлиц средней части первичного вала с обеих сторон
каретки не превышает 1 мм.
Привод управления раздаточной коробкой Урал-4320, 5557 регулируйте
изменением длины тяг 5 и 6 регулировочными вилками так, чтобы при
среднем положении штока, соответствующем нейтральному положению
муфты переключения передач, рычаг 2 находился посредине прорези пола
кабины.
При включенной высшей передаче и разблокированном дифференциале
рычаги 1 и 2 должны находиться в одной плоскости.
После регулировки проверьте легкость переключения передач,
зашплинтуйте пальцы и затяните контргайки вилок.
Возможные неисправности
раздаточной коробки Урал-4320, 5557 и приводов управления
Повышенный шум в раздаточной коробке Урал-4320, 5557 может объяснять
увеличенным износом шестерен и увеличенный смещениями валов в осевом
направлении, что связано обычно с износом подшипников или
недостатком масла в картере раздаточной коробки.
При повышенном шуме надо проверять регулировку подшипников
первичного и промежуточного валов, проверить уровень и при
необходимости долить масло в картер.
Затрудненное переключение передач н блокировки дифференциала
раздаточной коробки Урал-4320 обычно связано с образованием
заусенцев на шлицах шестерен и муфт переключения, заеданием
фиксаторов или погнутостью ползунов.
Для устранения неисправности необходимо зачистить шлицы, очистить
детали фиксатора и выправить либо заменить ползуны.
Самовыключение передач и блокировки дифференциала раздаточной
коробки Урал-4320, 5557 является следствием износа в соединении муфт и
вилок переключения, износа шлицов муфт и валов, а также увеличенного
осевого перемещения валов.
Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные детали и
отрегулировать подшипники валов.
При течи масла через сальники их надо заменить, при износах и
трещинах по рабочим поверхностям целесообразно прочистить (продуть)
трубку системы герметизации картера.
Техническое обслуживание раздатки
Урал-4320, 5557
Техническое обслуживание раздаточной
коробки включает:
- проверку и подтяжку креплений картера и его крышек
- регулировку и смазку приводов управления
- поддержание нужного уровня масла в картере
- периодическую замену масла
Масло заливают через люк в верхней части картера до уровня
контрольного отверстия, расположенного на задней стенке картера
раздатки Урал-4320, 5557, предварительно сняв крышку.
Доливку масла можно производить и через контрольное отверстие.
Слив масла осуществляется через отверстие в нижней части картера.
В сливном отверстии установлена магнитная пробка, которую при замене
масла рекомендуется тщательно промывать в керосине.
В картер раздаточной коробки заправляют 3,5 л масла МТ-1бп (масло
трансмиссионное автомобильное).
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320
- Коробка передач КПП Урал-4320
- Мосты Урал-4320
- Раздаточная коробка Урал-4320
- Рулевое управление Урал-4320
- Блок цилиндров и головка блока ЯМЗ-236 НЕ2, ЯМЗ-236 БЕ2
- Проверка и регулировка ЯМЗ-236
- Система питания и система смазки ЯМЗ-236
- Ведомый и ведущий диски сцепления ЯМЗ-236, 238
- Системы охлаждения и смазки ЯМЗ-238
- ТНВД ЯМЗ-238
_________________________________________________________________________
- Дизельный двигатель Камаз
- Ремонт и регулировки ГУР Камаз
- КПП Камаз-152 с делителем
- Детали коробки передач КПП Камаз-5320
- Раздаточная коробка и карданные валы Камаз
- Ремонт КПП Камаз
- Сцепление Камаз-5320
- Устройство ведущих мостов Камаз-4310
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440