КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Передняя ось и рулевые тяги автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

___________________________________________________________________________

Передняя ось автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 воспринимает нагрузку вертикальную, а также силы и момент, возникающие при торможении и повороте автомобиля. Колеса передней оси являются управляемыми.

Основной несущей деталью, через которую с помощью рессор передаются указанные силы на раму автомобиля, является балка 21 (рис. 65) передней оси.

Она изготовляется методом горячей штамповки из стали 40 и имеет двутавровое сечение с площадками на верхней полке для крепления рессор.

По концам балка имеет утолщения цилиндрической формы, в которых выполнены конические отверстия с вершиной конуса, обращенной вверх.

Балка передней оси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединена с поворотными цапфами 7 с помощью шкворней 27. Концы шкворня представляют собой цилиндрические шейки разных диаметров, соединенные конической частью. Верхняя шейка шкворня на конце имеет резьбу.

Шейка шкворня большего диаметра соединена с нижним ушком поворотной цапфы, а меньшего диаметра — с верхним ушком.

Средней конической частью шкворень Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 входит в коническое отверстие балки передней оси, обеспечивая ее связь с поворотной цапфой. С целью повышения износостойкости поверхность шкворня подвергается закалке т. в. ч. до твердости 56—63.

Нижняя цилиндрическая шейка шкворня опирается на бронзовую втулку, запрессованную в ушко поворотной цапфы.

Так как ушки поворотной цапфы кулака Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обработаны в линию и имеют одинаковый диаметр, а диаметр верхнего конца шкворня меньше диаметра нижнего, то
сверху на шкворень устанавливается стальная втулка, которая компенсирует разность в указанных диаметрах и одновременно является распорной втулкой. Втулка вместе со шкворнем поворачивается в бронзовой втулке 26 верхнего ушка поворотной цапфы.

Торцы распорной и бронзовой втулок, помещенных в верхнем ушке поворотной цапфы (кулак), защищены уплотнительным резиновым кольцом, закрытым металлической обоймой.

На резьбовой конец шкворня передней оси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 навернута гайка, с помощью которой устраняют зазор в коническом соединении шкворня с балкой передней оси. Гайка стопорится замковой шайбой.

Между нижним ушком поворотным кулаком и балкой расположен упорный шариковый подшипник 28.

Балка опирается на этот подшипник через опорную шайбу 31, прилегающую к нему плоской стороной, а к балке — сферической поверхностью, что обеспечивает правильную самоустановку подшипника.

При таком соединении балки передней оси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с поворотным кулаком (цапфой) горизонтальные нагрузки воспринимаются бронзовыми втулками, запрессованными в ушки поворотной цапфы, а вертикальные нагрузки — упорным шариковым подшипником.



Рис. 65. Передняя ось и ступица переднего колеса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — болт крепления колеса; 2 и 12 — гайки; 3 — гайка крепления колеса; 4 — внутренний подшипник; 5 — наружный подшипник; 6 — крышка ступицы; 7 — поворотный кулак; 5 — ступица; 9 — контргайка; 10 — замковая шайба; 11 — замковое кольцо; 13 — обод колеса; 14 — замочное кольцо; 15 — бортовое кольцо; 16 — колесо; 17 — самоподжимный сальник; 18 — продольная рулевая тяга; 19 — рычаг поперечной рулевой тяги; 20 — поперечная рулевая тяга; 21 — балка передней оси; 22 — рычаг продольной рулевой тяги; 23 — суппорт колесного тормоза; 24 — тормозная накладка; 25 — тормозной барабан; 26 — бронзовая втулка; 27 — шкворень; 28 — шариковый подшипник шкворня; 29 — распорная втулка; 30 — регулировочные
шайбы; 31 — опорная шайба.

Для свободного вращения при ограниченном вертикальном перемещении поворотного кулака Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и связанного с ним колеса на шкворне между верхним ушком поворотной цапфы и балкой передней оси имеется зазор, который должен быть в пределах 0,1—0,4 мм.

Для обеспечения заданного зазора между верхним ушком поворотной цапфы и балкой установлены металлические регулировочные шайбы 30. Поворотные кулаки соединены с рулевой трапецией.

Ушки поворотного кулака Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 переходят в цилиндрические утолщения, в которых сделаны конические отверстия. На левом кулаке утолщения имеются у верхнего и нижнего ушков, а на правой — только у нижнего.

В коническое отверстие верхнего ушка левого поворотного кулака вставлен конический хвостовик поворотного рычага 22 продольной рулевой тяги, а в конические отверстия нижних ушков обеих поворотных цапф — конический хвостовик рычага 19 поперечной рулевой тяги.

Рычаги соединены с ушками поворотных кулаков Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на шпонках и затянуты по конусу гайками, а с тягами рулевой трапеции — с помощью шаровых сочленений.

Для этого на концах рычагов имеются площадки, в которых сделаны конические отверстия под хвостовики сферических пальцев, соединяющих рычаги с тягами.

Сферические пальцы коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов и надежно по конусу притянуты к ним корончатыми гайками, которые зашплинтованы.

Задний конец продольной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 соединен с поворотным рычагом, а передний конец ее с помощью шарового пальца — с корпусом шарнира гидроусилителя рулевого механизма.

Продольная рулевая тяга Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 66) изготовлена из трубы 1, в передний торец которой вварен наконечник 10, для сферического пальца 11, соединяющего тягу с гидроусилителем рулевого механизма.

С другого конца труба на небольшой длине обжимается и образует гнездо для вкладыша-заглушки.

Сферическая часть пальца 8, входящего в продольную тягу, охватывается двумя сухарями 4, наружная поверхность которых несколько меньше внутренней поверхности конца трубы, а внутренние поверхности сухарей, так же как и пальца, сферические.

Для повышения износостойкости соединения сферические поверхности сухаря и пальца продольной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обработаны до высокой чистоты и, кроме того, палец закален т. в. ч., а сухарь подвергнут цементации и объемной закалке.

Сферическая головка пальца поджимается к сухарям пружиной 3, натяжение которой регулируется пробкой 6, ввернутой в конец трубы.

Благодаря пружине автоматически устраняется зазор, возникающий при износе деталей, а также смягчается ударная нагрузка на детали рулевого механизма.

Чтобы обеспечить качание шарового пальца, с внутренней стороны в сухарях сделаны выемки.

Шаровые пальцы с сухарями смазываются через масленку и уплотняются защитным резиновым уплотнителем 7.

Поперечная рулевая тяга Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 67), так же как и продольная, трубчатая. В отличие от продольной тяги длину поперечной тяги можно регулировать, что необходимо для регулировки схождения колес.

Поэтому на концы трубы 10 поперечной тяги навернуты стальные наконечники 1 и 13, отличающиеся между собой только направлением резьбы.

Шаровая головка пальца 3 поперечной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 охватывается сухарями 2 и 7, поджимаемыми пружиной 8, установленной в стакане большого сухаря 7.

Натяжение пружины регулируется гайкой до сборки наконечника с трубой поперечной тяги.



Рис. 66. Продольная рулевая тяга Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — труба; 2 — ограничитель пружины; 3 — пружина; 4 — сухарь пальца; 5 — хомут уплотнителя; 6 — пробка; 7 — уплотнитель; 8 — шаровой палец; 9 — масленка; 10 — наконечник; 11 — палец.



Рис. 67. Поперечная рулевая тяга Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — левый наконечник тяги; 2 — малый сухарь пальца; 3 — шаровой палец; 4 — сальник пальца; 5 — обойма сальника; 6 — пружина сальника; 7 — большой сухарь пальца; 8 — пружина сухаря; 9 — опорная пята; 10 — труба; 11 — стопорный болт; 12 — стяжные болты; 13 — правый наконечник тяги.

Самоотвертыванию гайки препятствует болт 11, который вставляется в прорезь гайки при совпадении прорези с отверстием в наконечнике.

После регулировки длины поперечной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 навернутые на трубу наконечники фиксируются в нужном положении двумя стяжными болтами 12 на каждом наконечнике.

Для этого на наконечнике сделаны разрезные бобышки, стягиваемые стяжными болтами. Шаровые пальцы смазываются через масленки, ввернутые в головки наконечников тяги.

Уплотнение шаровых сочленений обеспечивается резиновым сальником 4, поджимаемым к наконечнику конической пружиной 6.

Поворотные кулаки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеют развитые фланцы прямоугольной формы, к которым крепятся суппорты 23 (см. рис. 65) колесных тормозов, являющиеся одновременно тормозными щитами.

Поворотный кулак 7 имеет плавный переход к фланцу, обрабатываемый до высокой чистоты и подвергаемый поверхностной закалке т. в. ч. для повышения усталостной прочности детали.

На большой цилиндрической шейке цапфы установлен внутренний конический роликовый подшипник ступицы переднего колеса, на меньшую шейку — наружный роликовый подшипник.

Эти подшипники воспринимают как радиальную, так и осевую нагрузку, действующую на колесо.

На конических роликовых подшипниках поворотной цапфы (кулак) Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 вращается ступица 8 переднего колеса. Подшипники закреплены на цапфе гайкой 12 с замковым кольцом 11 и контргайкой 9 с шайбой 10.

Уплотнение подшипников с внутренней стороны обеспечивается самоподжимным сальником 17, размещенным в крышке, привернутой к внутреннему торцу ступицы.

Для уплотнения подшипников с наружной стороны служит крышка 6, привернутая через прокладку к внешнему торцу ступицы колеса.

Ступицы колес, отлитые из ковкого чугуна, с наружной стороны имеют шесть фигурных спиц, к которым при помощи прижимов закреплен обод 13 колеса. К внутреннему фланцу ступицы прикреплен тормозной барабан 25.

Техническое обслуживание передней оси и рулевых тяг автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

При осмотрах передней оси Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обращать внимание на степень затяжки конусного соединения шкворня и на состояние упорного подшипника.

При износе упорного подшипника увеличивается зазор между верхним ушком поворотной цапфы и балкой, который не должен превышать 0,4 мм.

При необходимости следует ставить металлические прокладки. Особое внимание обращать на величину износа шкворня и втулок поворотной цапфы.

Изношенные бронзовые втулки цапфы заменять новыми. Регулярно проверять крепление пальцев шаровых сочленений продольной и поперечной тяг, крепление рычагов рулевой трапеции к поворотным цапфам.

При осмотре деталей шаровых сочленений проверить, нет ли трещин на пружинах и сухарях. Пальцы с вмятинами, сухари и пружины с трещинами обязательно заменять новыми.

Регулярно проверять правильность углов установки передних колес автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, так как вследствие износа и деформации деталей углы во время эксплуатации могут изменяться.

Угол схождения колес в горизонтальной плоскости устанавливают регулировкой длины поперечной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 на концах которой имеется правая и левая резьба.

При установке передних колес для движения по прямой расстояние между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади должно быть больше расстояния спереди на 3—5 мм.

Схождение колес автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется регулировать в следующем порядке:

- установить колеса в положение, соответствующее движению по прямой;

- ослабить затяжку болтов обоих наконечников поперечной рулевой тяги;

- вращением тяги (ввертывая ее в наконечник при большом схождении и вывертывая при недостаточном) изменить ее длину так, чтобы величина схождения колес стала нормальной;

- затянуть стяжные болты обоих наконечников.

После регулировки схождения колес Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проверить углы поворота колес и отрегулировать положение обоих болтов (упорных), ограничивающих поворот колеса. Угол поворота левого колеса при повороте влево, а правого при повороте вправо должен быть 38°.

При регулировке шарового сочленения продольной рулевой тяги пробку 6 (см. рис. 66) завернуть до отказа (до выбора зазора между сухарем 4 и ограничителем 2 пружины), после чего отвернуть на 1/8 - 1/4 оборота (до первого положения, при котором возможна шплинтовка) и зашплинтовать.

При регулировке шаровых сочленений поперечной рулевой тяги Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 завернуть до отказа опорную пяту (см. рис. 85) до выбора зазора между сухарем 7 и опорной пятой 9, после чего отвернуть на 1/2 - 1 оборот (до первого положения, при котором возможно стопорение) и застопорить.

Проверять и регулировать углы поворота колес следует, как правило, после регулировки схождения колес.

При регулировке углов поворота колес изменяют положение упорных болтов, ввернутых в выступы балки передней оси.

После регулировки углов проверить, не задевают ли шины при осадке рессор и поворотах колес в крайнее положение за детали.

Регулировка подшипников передних и задних колес автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Задняя ступица смонтирована на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках.

Передняя ступица смонтирована на двух конических роликовых подшипниках.

Для проверки затяжки подшипников ступиц колес поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля.

Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулировать затяжку подшипников передней ступицы колеса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала.

Чтобы выяснить причину, снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерни редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.

Порядок регулировки подшипников передней ступицы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:

- снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника;

- поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого приложить усилие примерно 30 кГ к концу воротка (с ключом) длиной 400 мм;

- отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (на расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы) и проверить колесо на легкость вращения без ощутимого зазора;

- установить замковую шайбу, шайбу контргайки и, навернув до отказа контргайку, застопорить ее по грани отгибом шайбы.

Подшипники задней ступицы Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не регулируются.

При установке ступицы задних колес должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного конического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.

Правильная установка подшипников задней ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.

Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:

- поднять домкратом соответствующее колесо; слить смазку из полости колесной передачи с последующей ее разборкой;

- отвернуть контргайку подшипников ступицы, снять стопорную шайбу и подтянуть гайку подшипников ступицы с усилием примерно 100 кГ на ключе с воротком 500 мм;

- проверить правильность вращения ступицы и поставить стопорную шайбу так, чтобы внутренний выступ попал в паз кожуха полуоси, а наружный ус — в паз гайки.

Если же ус находится посередине между пазами гайки, ее следует затянуть, затем поставить контргайку и затянуть ее.

После регулировки и затяжки подшипников ступиц проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________