КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Карданные валы и коробка отбора мощности Урал-4320, Урал-5557

___________________________________________________________________________

Карданные валы автомобиля Урал-4320, Урал-5557

Карданная передача автомобилей Урал-4320, 5557 служит для передачи крутящего момента между валами механизмов, взаимное положение которых меняется при движении автомобиля, либо механизмы установлены на машине таким образом, что оси соединяемых валов не лежат на одной прямой.

Необходимость в применении карданов на автомобилях Урал-4320, 5557 возникает прежде всего при соединении валов агрегатов и механизмов, один из которых укреплен на раме, а другой связан с деталями ходовой части.

На автомобиле Урал-4320, 5557 карданные валы использованы для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему и среднему ведущим мостам.

Карданная передачаУрал-4320, 5557 применяется также для соединения валов механизмов, укрепленных на раме, вследствие деформации которой взаимное положение этих механизмов меняется.

Подобное применение нашла карданная передача в приводе от коробки передач автомобиля к раздаточной коробке.

Карданные валы Урал-4320, 5557 часто применяется в приводах к дополнительному и вспомогательному оборудованию.

В частности, на автомобиле Урал-4320 применена карданная передача в приводе от коробки отбора мощности к лебедке.

В приводе к ведущим и управляемым колесам также применяется карданная передача, которая обеспечивает в этом случае передачу крутящего момента при больших переменных углах между валами.

Карданы автомобиля Урал-4320, 5557 состоят из карданных шарниров (карданов) карданных валов и промежуточных опор валов.

Так как при взаимном перемещении агрегатов расстояние между ними изменяется, карданные валы обычно имеют подвижное шлицевое соединение одного из карданных шарниров с валом.



Рис. 18. Схема расположения карданных валов трансмиссии и привода лебедки автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31, Урал-5557

1-вал карданный промежуточный; 2-пластина опорная; 3-опора промежуточная; 4,5,6,- валы карданные привода лебедки; 7,8,9-валы карданные привода мостов

Крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и к ведущим мостам передается карданными валами Урал-4320 (рис. 18).

Карданные валы Урал-4320, 5557 - открытого типа, с комплексным уплотнением (рис. 19) игольчатых подшипников в шарнирах.



Рис. 19. Уплотнение игольчатого подшипника комплексное

1-уплотнение торцовое; 2-пластина балансировочная; 3-крышка; 4-крестовина; 5-пластина стопорная; 6-подшипник игольчатый

Карданы привода переднего и заднего мостов Урал-4320 одинаковы по конструкции, но отличаются длиной и размером на присоединенном фланце от оси отверстий под подшипники до привалочной поверхности.

Конструкция промежуточного вала Урал-Урал-4320, 5557 показана на рис. 20.



Рис. 20. Вал карданный Урал-4320, 5557 промежуточный

1-фланец; 2-вал карданный промежуточный; 3-кольцо уплотнительное; 4-вилка скользящая; 5-масленка; 6-заглушка; 7-крестовина; 8-пластина балансировочная; а-стрелки установочные

При эксплуатации автомобиля Урал-4320, 5557:

- Систематически проверяйте крепление фланцев карданных валов;

- При значительных радиальном (более 0,25 мм) и торцовом (более 0,35 мм) зазорах в подшипниках крестовин, шарниры разберите и при необходимости замените подшипники крестовин.

- При разборке следите, чтобы не повредить уплотнения; поврежденные уплотнения замените.

- Перед сборкой шарниров заложите смазку в полость между рабочими кромками торцового уплотнения.

- После сборки крестовины кардана Урал-4320, 5557 должны поворачиваться в подшипниках плавно, без заеданий.

- Периодически проверяйте зазор шлицевого соединения.

- При зазорах более 1,2 мм (валы привода переднего и заднего мостов) и 0,55 мм (промежуточный вал и вал привода среднего моста) замените валы.

При сборке карданного вала Урал-4320, 5557 следите, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой, а фланцы, вилки и балансировочные пластины 8 должны быть установлены в том положении, которое они занимали до разборки.

Для выполнения этих условий перед разборкой карданного вала его детали пометьте.

После замены фланцев, приварных и скользящих вилок карданные валы Урал-4320, 5557 должны быть повторно динамически отбалансированы.

Дисбаланс вызывает вибрацию валов, что отрицательно отражается на работе трансмиссии.

Перед установкой на автомобиль привалочные поверхности фланцев смажьте уплотнительной пастой.



Рис. 21. Карданная передача автомобилей Урал-4320, Урал-4320 и специальных шасси с удлиненной базой

1-коробка раздаточная; 2-вал карданный промежуточный; 3-опора промежуточная; 4-вал карданный среднего моста

Карданная передача автомобилей Урал-4320, 5557 и специальных шасси с удлиненной базой отличается от карданной передачи автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31 измененным приводом среднего моста, который состоит из промежуточного карданного вала 2 (рис. 21), промежуточной опоры 3 и карданного вала привода среднего моста увеличенной длины 4.

Техническое обслуживание карданных валов Урал-4320 соответствует принятому на автомобилях Урал-4320-10, Урал-4320-31.



Рис. 22. Опора кардана промежуточная Урал-4320, 5557

1-вал промежуточной опоры; 2-подшипник промежуточной опоры; 3-прокладки регулировочные; 4-прокладки уплотнительные (2 шт., по обе стороны пакета регулировочных прокладок); 5-крышка подшипника; 6-фланец; 7-болт крепления крышки; 8-пробка контрольного отверстия; 9-пробка сливная; а-зазор осевой

Масло в промежуточную опору Урал-4320, 5557 заливайте через контрольное отверстие 8 (рис. 22) до уровня контрольного отверстия.

Применяемые масла, а также периодичность контроля уровня и замены аналогичны указанным для раздаточной коробки автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31.

При замене масла провести контроль осевого перемещения вала 1, для чего:

Отсоедините от фланцев 6 промежуточной опоры карданные валы;

Сдвигая вал 1 промежуточной опоры вдоль оси, замерьте величину его максимального перемещения относительно картера промежуточной опоры.

При величине перемещения более 0,8 мм замените подшипники промежуточной опоры.

Для регулировки осевого зазора «а» в случае замены подшипников 2 промежуточной опоры выполните следующие работы:

Соберите промежуточную опору кардана Урал-4320, 5557, не устанавливая пакет регулировочных прокладок 3 (обе уплотнительные прокладки 4 должны быть установлены), болты 7 крепления крышки 5 заверните до упора, но не затягивайте;

Замерьте зазор между уплотнительными прокладками 4;

Соберите промежуточную опору, установив пакет регулировочных прокладок 3 с толщиной на 0,3-0,4 мм большей величины зазора между уплотнительными прокладками 4.

Собранную и отрегулированную промежуточную опору карданного вала Урал-4320, 5557 заправьте маслом в соответствии с картой смазочных материалов и рабочих жидкостей.

В процессе эксплуатации автомобиля контролируйте герметичность промежуточной опоры.

Подтекание масла из-под сальников, уплотнительных прокладок и резьбовых соединений недопустимо.

Коробка отбора мощности КОМ автомобилей Урал-4320, 5557

Коробка отбора мощности Урал-4320, 5557 (КОМ) — одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны и предназначена для привода вспомогательных агрегатов.

КОМ автомобилей Урал-4320, 5557 изготавливается в двух вариантах: с насосом (рис. 23) и фланцем (рис. 24).



Рис. 23. Коробка отбора мощности Урал-4320, 5557 с насосом

1-ось ведущей шестерни; 2-картер; 3-шестерня ведущая; 4-крышка картера; 5-шестерня ведомого вала; 6-диафрагма камеры включения; 7-крышка камеры включения; 8-крышка; 9-вилка; 10-шток вилки включения; 11-пружина; 12-насос; 13-шарикоподшипники; 14-вал ведомый; 15-кольцо распорное подшипников; 16-роликоподшипники



Рис. 24. Коробка отбора мощности Урал-4320, 5557 с фланцем

1-ось ведущей шестерни; 2-картер; 3-шестерня ведущая; 4-крышка картера; 5-шестерня ведомого вала; 6-диафрагма камеры включения; 7-крышка камеры включения; 8-крышка; 9-вилка; 10-шток вилки включения; 11-пружина; 12-вал ведомый; 13-крышка; 14-фланец; 15-гайка; 16-манжета; 17-шарикоподшипники; 18-кольцо распорное подшипников; 19-роликоподшипники

Включайте коробку отбора мощности Урал-4320, 5557 при давлении воздуха в пневмосистеме не менее 500 кПа (5 кгс/см2) и выключенном сцеплении.

Между фланцами картеров коробки передач и КОМ Урал-4320 установлены регулировочные прокладки, с помощью которых отрегулирован боковой зазор в зацеплении шестерен (по шуму).

При необходимости замены прокладок на новые их толщина должна быть сохранена.

Управление коробкой отбора мощности КОМ Урал-4320, 5557 дистанционное, пневматическое, состоит из крана управления, механизма включения и воздухопроводов.

Для обеспечения дистанционного включения коробки отбора мощности Урал-4320 в кабине справа от водителя, на нижней кромке панели приборов, на кронштейне установлен кран управления.



Рис. 25. Кран пневматический

1-крышка; 2-пружина клапана; 3-клапан; 4-седло клапана; 5-пружина штока; 6-корпус; 7-шток крана; 8-рычаг; а-выключено; b-включено; с-подвод воздуха

При выключенной коробке отбора мощности Урал-4320, 5557 рычаг 8 (рис. 25) находится в верхнем положении, шток 7 в правом положении.

Клапан 3 под действием пружины 2 поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает.

При включении коробки отбора мощности рычаг крана 8 переводится в нижнее положение.

Шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан 3 и отодвигает его от седла 4.

Сжатый воздух по воздухопроводам поступает в диафрагменную камеру механизма включения.

Диафрагма 6 (см.рис. 23) через шток 10 с вилкой 9 вводит шестерню 5 ведомого вала в зацепление с ведущей шестерней 3.

При выключении КОМ Урал-4320, 5557 рычаг крана 8 (см.рис. 25) переводится в верхнее положение.

Шток 7 под действием пружины 5 перемещается в крайнее правое положение, отрываясь при этом от клапана 3.

Через отверстие в штоке 10 (см.рис. 23) камера механизма включения коробки Урал-4320, 5557 сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается и под действием пружины шток с вилкой 9 выводит шестерню ведомого вала 14 из зацепления с ведущей шестерней 3.

Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан 3 (см.рис. 25) под действием пружины 2 прижимается к седлу 4 и разобщает входное и выходное отверстия крана.

Коробка дополнительного отбора мощности автомобиля Урал-4320, Урал-5557

Отбор мощности производится от первичного вала раздаточной коробки автомобиля Урал-4320 через подвижную муфту 2 (рис. 26) и предназначен для привода лебедки и других агрегатов.



Рис. 26. Коробка дополнительного отбора мощности Урал-4320, 5557

1-картер; 2-муфта; 3-вал; 4-втулка вала; 5-корпус камеры включения; 6-шток включения; 7-вилка; 8-пружина; 9-крышка; 10-диафрагма; 11-прокладка; 12-фланец; 13-манжета; 14-крышка; 15,23-шарикоподшипники; 16-шатун насоса; 17-поршень; 18,21-клапаны насоса; 19-пробка; 20-клапан предохранительный; 22-корпус насоса

Работа коробки дополнительного отбора мощности Урал-4320, 5557 возможна при любой передаче в раздаточной коробке, включая и нейтральную.

Для смазки подшипников шестерен и валов в коробке дополнительного отбора мощности Урал-4320 установлен плунжерный насос.

Насос состоит из поршня 17 с нагнетательным клапаном 18, предохранительного клапана 20 и корпуса 22.

Поршень с шатуном установлен на эксцентрике вала 3 и при его вращении поступательно перемещается.

Для предотвращения чрезмерного давления с увеличением частоты вращения всасывающий клапан выполнен дифференциального типа с цилиндрической пружиной.

Масло забирается через трубку, соединенную с масляной ванной раздаточной коробки Урал-4320, и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу 3 и в первичном валу раздаточной коробки.

Часть масла проникает через зазоры и смазывает подшипники валов.

Для обеспечения дистанционного включения коробки дополнительного отбора мощности Урал-4320 в кабине справа от водителя на нижней кромке панели приборов на кронштейне установлен кран управления.

Рычаг крана управления фиксируется в выключенном положении винтом, установленным на кронштейне крана.

При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности Урал-4320, 5557 не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности.

Повышенный нагрев свидетельствует о неисправности в масляном насосе.

Для проверки работы насоса:

- затяните до отказа рычаг стояночного тормоза;

- установите в нейтральное положение рычаг включения передач
раздаточной коробки;

- отключите лебедку, для чего рычаг на правом лонжероне рамы опустите вниз;

- выверните пробку 19 в корпусе насоса;

- запустите двигатель, включите коробку дополнительного отбора мощности Урал-4320, 5557 и одну из передач в коробке передач;

- определите исправность насоса, закрыв отверстие под пробку 19 пальцем.

При исправном насосе ощущается пульсация масла в отверстии под пробку. Работать при неисправном насосе запрещается.

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________