КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Раздаточная коробка и карданные валы автомобилей Камаз

__________________________________________________________________

Раздаточная коробка автомобилей Камаз

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 (рис.1) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки.

Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки.

Картер раздаточной коробки Камаз литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности.

В гнездо заднего торца картера раздаточной коробки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках.

На шлицах выходного вала раздатки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки.

Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности Камаз включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.

Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.

Первичный и промежуточный валы раздатки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках.

Шариковый подшипник 3 первичного вала раздаточной коробки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности. Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.

Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и корончатым 20 зубчатыми колесами, корончатое зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста.

При работающем (разблокированном) в раздаточной коробки дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.



Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) автомобилей Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228

1 – фланец первичного вала: 2 – первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 – подшипники; 5 – ведущее зубчатое колесо; 6 – крышка верхнего люка; 7 – зубчатое колесо отбора мощности; 9 – муфта включения коробки отбора мощности; 10 – коробка отбора мощности; 11 – маслосборник; 12 – зубчатое колесо низшей передачи; 14 – крышка подшипника; 15 – сателлит; 18 – вал привода задних мостов; 19 – задняя обойма дифференциала; 20 – корончатое зубчатое колесо; 21 – зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 – солнечное зубчатое колесо; 23 – передняя обойма; 24 – картер раздаточной коробки; 25 – зубчатое колесо высшей передачи: 20 – крышка картера раздаточной коробки; 27 – магнитная пробка; 28, 30. 41 – муфты; 31 – ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 – вал привода переднего моста; 33 – вилка; 34– пружина: 35 – шток; 36 – мембрана: 37 — выключатель; 38 – стопорный болт; 39 – промежуточный вал; 42 –зубчатое колесо постоянного зацепления

На модернизированных полноприводных автомобилях Камаз в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения:

– вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025;

– усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А;

– вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);

– объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).

Переключение передач в раздаточной коробке Камаз осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис.2), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.

При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис.1.



Рис.2. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228

1– кран переключения передач; 2 – сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 – механизмы переключения передач: 4 – выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 – штоки; 6, 13 – нажимные пружины; 7, 11 - возвратные пружины; 8, 10 – стаканы; 9 – пневмопроводы; 15 – шарик; 16 – штифт; а – к муфте 41 (рис.1), b – к муфте 28 (рис.1)

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис.1) перемещается вправо.

При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой (раздаткой) Камаз-4310 подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.

При этом муфты 41 и 28 (см. рис.1) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис.2), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.

При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов К и 8 в крышки. При этом воздух из механизмов переключения выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.

Включение блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.

Механизм блокировки дифференциала раздатки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов раздаточной коробки — разбрызгиванием.

Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65111, 6522, 53228 имеется маслосборник 11 (см. рис.1), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.

Карданные валы автомобилей Камаз

Схема карданных передач автомобиля Камаз зависит от колесной формулы.

Карданная передача автомобилей Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115 с формулой 6х4 (рис.5) состоит из двух карданных валов: кардана привода промежуточного 2 и заднего кардана 4 мостов Камаз.

Карданная передача полноприводных автомобилей Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228 (рис.3) состоит из четырех карданных валов: основного вала карданного между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала карданного привода промежуточного моста, кардана привода заднего моста и вала привода переднего моста.



Рис.3. Карданная передача Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228

1 – вал карданный привода переднего моста; 2 – основной кардан; 3 – вал карданный привода промежуточного моста; 4 – кардан привода заднего моста



Рис.4. Карданный вал автомобилей Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228

1 – фланец-вилка; 2 – игольчатый подшипник; 3 – уплотнение; 4 – крестовина; 5 – скользящая вилка; 6 – гайка; 7, 9, 11 – разрезные шайбы; 8 – войлочное кольцо; 10 – резиновое кольцо; 12 – вал; 13 – стопорная пластина; 14 – опорная пластина



Рис.5. Карданная передача Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115

1 - вал карданный Камаз привода промежуточного моста; 2 - мост промежуточный; 3 - кардан Камаз привода заднего моста; 4 - мост задний



Рис.6. Кардан Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115

1 - фланец-вилка; 2 - вилка скользящая; 3 - гайка; 4 - вал; 5 - пластина замочная; 6 - пластина опорная; 7 - подшипник игольчатый; 8 -уплотнение торцевое; 9 - манжета радиального уплотнения; 10 - манжета торцевая; 11 - масленка; 12 - крестовина



Рис. 7. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины кардана Камаз

1 – стакан подшипника; 2 – манжета радиального уплотнения; 3 – манжета торцовая; 4 – шип крестовины

Карданные валы Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115 (рис.5 и 6) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.

Все шарниры карданной передачи Камаз состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Уплотнение (рис.7) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.

В конструкции карданных валов Камаз применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы.

Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой.

На автомобилях Камаз-53229, Камаз-55111, Камаз-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.

Модификации карданных валов автомобилей Камаз и их детали

Кардан заднего моста Камаз 5320-2201011

Минимальная длина карданного вала - 724 мм
рабочий ход - 144 мм
максимальный угол поворота шарнира - 40°
внутренний диаметр трубы и толщина стенки - 71х3 мм
применяемая крестовина карданного вала - 5320-2201025-02, 5320-2201025-03

Кардан среднего моста Камаз 5320-2205011

Минимальная длина карданного вала (Lmin) - 1162 мм
рабочий ход - 136 мм
максимальный угол поворота шарнира - 25°
внутренний диаметр трубы и толщина стенки - 82х3,5 мм
крестовина карданного вала 5320-2205025
крестовина карданного вала 53205-2201025
Наружный диаметр подшипника - 50 мм, диаметр шипа крестовины - 33,62 мм
Применяемый фланец 5320-2205023

Карданный вал основной Камаз 65111-2202011

Размер карданного вала от фланца до фланца - 57 + L + 57

Размеры между осями, Длина, мм (стандарт / максимум / минимум)

Кардан 65111-2202011-10 126 / 140 / 118
Кардан 65111-2202011-20 140 / 154 / 132
Кардан 65111-2202011-30 160 / 174 / 152

Карданный вал Камаз 55111-2205011 привода среднего моста устанавливается на автомобиле Камаз-55111 с колесной базой 2840 мм и КПП 142

Карданный вал основной (торцевые шлицы) 53205-2205011

Кардан основной 53215-2205011

Вал карданный заднего моста 4326-2201011

Карданный вал 6540-2202011

Кардан 6540-2205011

Кардан 65117-2201006

Кардан основной 43118-2202011

Вал карданный основной 65117-2205011

Вал карданный основной 54105-2205011

Вал карданный 53205-2205011

Вал карданный 43253-2201011

Карданный вал 4308-2201006

Кардан 4308-2201006

Карданный вал 4308-2201006

Вал карданный 5350-2203011

Вал карданный промежуточного моста 53229-2202011

Кардан среднего моста 53229-2205011

Карданный вал среднего моста 43114-2205011

Болт стопорный вилки 4310 853024
Вилка фланца основного кардана 53205-2205023
Крестовина кардана евро голая 53205-2205030
Крестовина малая евро 53205-2201025
Крестовина малая 53205-2201026
Крестовина основного кардана 6520
Кронштейн 4308-2202097
Крышка 5325-2202090
Обойма 4325-2202084
Проставка 65111-2202101
Хомут К4325-2202093
Хомут К5325-2202093

5320-2201011, 5320-2201025-02, 5320-2201025-03 , 5320-2205011, 5320-2205025, 53205-2201025, 5320-2205023, 65111-2202011, 65111-2202011-10, 65111-2202011-20, 65111-2202011-30, 55111-2205011, 53205-2205011, 53215-2205011, 4326-2201011, 6540-2202011, 6540-2205011, 65117-2201006, 43118-2202011, 65117-2205011, 54105-2205011, 53205-2205011, 43253-2201011, 4308-2201006, 4308-2201006, 4308-2201006, 5350-2203011, 53229-2202011, 53229-2205011, 43114-2205011

Техобслуживание и ремонт карданов автомобилей Камаз

При сервисном обслуживании карданных валов автомобилей Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115 и полноприводных Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228:

— проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, зазор не допускается;

— закрепить фланцы карданных валов.

Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов Камаз должны быть затянуты с моментом 80—90 Нм (8—9 кгс/м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Нм (6—7 кгс/м), болты крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Н.м (12—14 кг/см);

— смазать шарниры карданных валов

Проверить наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается.

При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины кардана Камаз нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину.

Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.

Карданные валы Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115, Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228 рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Перед разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин.

Для снятия подшипников карданных валов Камаз следует использовать съемник. Предварительно надо снять опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть болты.

Ввернуть болты съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником в подшипник, ввернуть винт в траверсу до выпрессовки смежного подшипника на 15—20 мм.

Свернуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать манжеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку.

Для снятия крестовины шарнира кардана Камаз необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вилки вала.

Сборку шарнира кардана Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115, Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228 следует производить только с использованием новых или вполне пригодных манжет из числа снятых ранее.

Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно заполнить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой в количестве 4 г на каждое отверстие крестовины основного вала и вала привода Камаз промежуточного моста, 2 г на каждое отверстие крестовины вала привода переднего и заднего мостов.

Напрессовку торцовых манжет рекомендуется производить с использованием специальных оправок.

Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить 2 г консистентной смазки в полость между рабочими кромками торцовой манжеты.

В игольчатые подшипники перед сборкой заложить в каждый подшипник карданных валов Камаз привода переднего и заднего мостов 4 г консистентной смазки;

— в каждый подшипник основного вала — 4,5 г;

— в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста — 6,5 г.

Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:

— торцовые манжеты предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа;

— крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты.

Сборку шарнира кардана Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228, Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115 с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса.

После запрессовки подшипников установить опорные и стопорные пластины. Болты затянуть с моментом 14—17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.

Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены;

Смазать шарниры с помощью пресс-масленок, зало­жив в полость шарниров основного вала 80 г смазки, вала привода переднего моста — 40 г, промежуточного — 96 г, заднего — 50 г.

Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала Камаз, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий смазочный материал и снова собрать вал.

Во время сборки карданного вала Камаз-4310, 43114, 43118, Камаз-65115, 65111, 53228, Камаз-5320, 53212, 53215, Камаз-55111, 55102, 5511, Камаз-5410, 54115 надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.

При смазывании шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить 400 г смазки Литол-24, а в полость шлицевой втулки основного вала — 150 г, вала привода переднего и заднего мостов по 200 г смазочного материала.

Для того, чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке крепления манжеты шлицевого соединения.

После замены деталей следует динамически отбалансировать карданные валы Камаз при 2000 мин-1 с точностью:

- 35 г/см — для карданных валов привода переднего и заднего мостов;

- 50 г/см — для основного карданного вала;

- 100 г/см — для карданного вала промежуточного моста.

Балансировка карданных валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов Камаз осуществляется приваркой балансировочных пластин.

Основной кардан Камаз балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________