КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Детали рабочего и стояночного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

___________________________________________________________________________

Рабочий тормоз автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Управление рабочим тормозом автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 осуществляется от педали, шарнирно закрепленной в кронштейне на переднем щите в кабине.

Системой тяг тормозная педаль связана с тормозным краном. Тормозной кран пропускает в тормозные камеры воздух, давление которого пропорционально нажатию на тормозную педаль.

Поступающий в тормозные камеры воздух передает соответствующие усилия на рычаги разжимных кулаков колодок колесных тормозов, вызывая торможение колес.

Колесные тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — барабанного типа, с двумя внутренними разжимными колодками.

Устройство тормоза задних колес показано на рис. 42. Устройство тормозов передних колес практически не отличается от задних.

Тормозной барабан Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, отлитый из серого чугуна, центрируют и крепят болтами к фланцу ступицы заднего колеса.

Обе колодки 5 опираются на общую ось 11, а на другом конце колодок имеются ролики 4, опирающиеся на головку разжимного кулака 3.

Колодки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 стянуты вверху и внизу пружинами 8 и 10, вследствие чего они всегда прижаты к оси вращения и к головке разжимного кулака.

На шлицевом конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 16, который имеет червяк 18 и червячную шестерню 17, помещенные внутри корпуса рычага.

Вал червяка зафиксирован в корпусе от произвольного вращения, а выступающий конец его имеет лыски под ключ.

Вращая вал червяка, вращают разжимный кулак и тем самым разводят колодки на желаемую величину и регулируют зазор между колодками и барабаном.

На противоположном конце вала червяка имеется фиксатор 19, состоящий из шарика, шайбы с цилиндрическими углублениями и пружины.

При вращении вала червяка с ним вращается и шайба, сжимая при этом пружину. При этом ощущаются щелчки фиксатора.



Рис. 42. Рабочий тормоз Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — опорный тормозной диск; 2 — распорная втулка; 3 — разжимный кулак; 4 — упорный ролик колодки; 5 — колодка; 6 — втулка; 7 — накладка колодки; 8 — стяжная пружина; 9 — тормозной барабан; 10 — удерживающая пружина; 11 — ось колодок; 12 — грязезащитный щиток; 13 — тормозная камера; 14 — регулировочные шайбы; 15 — масленка; 16 — регулировочный рычаг; 17 — червячная шестерня; 18 — червяк; 19 — фиксатор; 20 — регулировочная вилка штока; 21 — пружина; 22 — шток; 23 — диск штока; 24 — диафрагма; 25 — маслоотражатель.

При торможении автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 перемещение штока 22 тормозной камеры приводит к перемещению регулировочного рычага 16 и вызывает поворот разжимного кулака 3, головка которого спиральной поверхностью через ролики 4 раздвигает концы колодок и прижимает их к тормозному барабану 9.

Наличие больших зазоров и необходимость регулировки тормозов определяют по ходу штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.

Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи штампованными щитками, имеющими по контуру отгибку, которая входит в канавку на торце обода тормозного барабана.

Со стороны подшипников ступиц колес тормоза защищены сальниковыми уплотнениями. В кронштейнах разжимных кулаков также установлены резиновые уплотнительные кольца.

Техническое обслуживание и регулировка рабочего тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Обслуживание тормозов колес автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в их периодическом осмотре и очистке, проверке креплений, смазке втулок разжимных кулаков и червячной передачи регулировочного рычага в соответствии с картой смазки.

При осмотре автомобиля проверить действие тормозной педали, которая должна после нажатия легко возвращаться в исходное положение, а также состояние фрикционных тормозных накладок.

Нельзя допускать износа накладок до головок заклепок; замасленные накладки промыть бензином.

Проверить состояние сальниковых уплотнений подшипников колес и резиновых уплотнительных колец в кронштейнах.

Обратить внимание на надежность затяжки оси колодок переднего тормоза, крепления суппорта и тормозных камер Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, легкость вращения разжимных кулаков во втулках, отсутствие ослабления или поломки стяжных пружин.

Обнаруженные неисправности следует устранить.

При ТО-2 или при недостаточно эффективном торможении автомобиля независимо от пробега проверить и отрегулировать тормоза.

Регулировке переднего колесного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должна предшествовать регулировка подшипников ступиц колес. Зазор между накладками и барабаном регулируют на холодных тормозах.

Нормальная величина зазора между накладками и барабаном должна быть равна 0,4 мм. Этот зазор соответствует ходу штоков тормозных камер в пределах 25—35 мм.

Увеличение длины хода штока тормозных камер указывает на увеличение зазоров между накладкой и тормозным барабаном.

При этом время на устранение зазора увеличивается, скорость срабатывания тормозов уменьшается и увеличивается тормозной путь.

При увеличении хода штоков до 40 мм тормоза должны быть отрегулированы. Разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 5 мм.

Регулировать колесные тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в следующей последовательности:

- поднять домкратом одно колесо автомобиля;

- ключом поворачивать за квадратную головку червяк регулировочного рычага разжимного кулака до тех пор, пока не начнется прихватывание тормозного барабана при вращении колеса;

- повернуть червяк в обратном направлении на три щелчка, что соответствует ходу штока тормозной камеры в пределах 25—35 мм.

Величину хода штоков тормозных камер Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно проверить, заметив на линейке отметку, соответствующую начальному положению центра соединительного пальца штока относительно кронштейна и положению пальца при полностью выжатой педали тормоза (давление при этом в пневматической системе автомобиля должно быть 6—7 кГ/см2).

При каждом ТО-1 проверять и при необходимости регулировать свободный ход педали тормоза.

При правильно отрегулированном приводе тормозного крана ход педали до загорания лампочки «стоп-сигнала» должен быть 50—60 мм.



Рис. 36. Схема привода тормозов автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — трубопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; б — горизонтальная тяга привода тормозного крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 8 — кран отбора воздуха; 9 — педаль ножного тормоза; 10 — возвратная пружина; 11 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13 — воздушный баллон; 14 — тормозной кран; 15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 — воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19 — канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха из крана; 21 — воздухопроводы подачи воздуха к тормозным камерам передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 — разобщительный кран; 24 — соединительная головка.

Если ход педали тормоза больше или меньше указанной величины, отрегулировать его изменением длины вертикальной тяги 7 (рис. 36) или горизонтальной тяги 6.

Регулировку хода педали тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 проводить изменением длины вертикальной тяги в следующем порядке:

- отсоединить вилку вертикальной тяги 7 от рычага;

- уменьшить длину тяги 7 (для уменьшения свободного хода педали), навертывая нижнюю вилку или ввертывая тягу в верхнюю вилку;

- подсоединить вилку тяги к рычагу и проверить свободный ход педали.

В случае необходимости регулировку повторить.

Если вертикальная тяга 7 на всю длину резьбовой части ввернута в нижнюю вилку, то регулировать следует изменением длины горизонтальной тяги 6 в следующем порядке:

- отсоединить вилки тяг 7 и 6 от двуплечего рычага;

- уменьшить длину тяги 6 (для уменьшения свободного хода педали) с помощью вилок;

- подсоединить вилку горизонтальной тяги 6, а затем вилку вертикальной тяги 7 к двуплечему рычагу и проверить свободный ход педали.

Регулировать свободный ход педали можно, также изменяя одновременно длину тяг 7 и 6.

Тормозные камеры Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Тормозные камеры Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (см. рис. 42), предназначенные для приведения в действие передних и задних колесных тормозов, по конструкции одинаковые и отличаются только размерами — задние тормозные камеры больше передних.

Между штампованным корпусом и крышкой при помощи хомута, охватывающего одновременно корпус с крышкой, и болтов зажата резиновая диафрагма 24 с тканевой прослойкой.

Средней частью диафрагма опирается на диск 23, прикрепленный к штоку 22. Усилием возвратных пружин диафрагма прижимается к крышке тормозной камеры.

Через вилку 20, навернутую на шток, тормозная камера Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 присоединена к регулировочным рычагам 16.

В крышке камеры имеется штуцер для подвода воздуха.

При торможении сжатый воздух поступает в полость между диафрагмой и крышкой и, отжимая диафрагму, перемещает шток и сжимает возвратные пружины, вследствие чего поворачивается регулировочный рычаг, посаженный на шлицевой конец разжимного кулака.

Перемещение диафрагмы при торможении определяется величиной зазора между колодками и тормозным барабаном и будет тем больше, чем больше этот зазор.

Для крепления тормозных камер Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 к кронштейнам к их корпусам приварены болты.

При опускании тормозной педали сжатый воздух из тормозных камер выходит через тормозной кран в атмосферу, а возвратные пружины перемещают диафрагму и шток в исходное положение.

В процессе эксплуатации необходимо следить за креплением тормозных камер Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 к кронштейнам и их герметичностью.

Большая утечка воздуха может быть определена на слух, а малые утечки определяются с помощью мыльной воды. При обнаружении утечки проверить затяжку болтов хомута.

Если утечка не устраняется подтяжкой болтов, проверить исправность диафрагмы и в случае необходимости заменить ее. При смене диафрагмы убедиться, что корпус и крышка имеют ровные, без вмятин, фланцы.

Ручной (стояночный) тормоз автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

На автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен ручной стояночный тормоз (рис. 43) барабанного типа с двойным самоусилением, смонтированный на заднем мосту автомобиля.

Такое расположение стояночного тормоза обеспечивает возможность использования его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.

Тормозной барабан 22 установлен между фланцами хвостовика ведущей шестерни главной передачи и карданного вала.

Барабан и оба фланца стояночного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 затянуты общими болтами; при этом барабан центрируется на буртиках фланцев для правильной установки его относительно оси вращения.

Барабан отлит из специального антифрикционного серого чугуна.

На наружной поверхности его имеются литые кольцевые ребра для придания жесткости и улучшения охлаждения. Чтобы исключить возникновение биений в трансмиссии, барабан тщательно балансируют.

Суппорт 1 прикреплен к фланцу картера 3 подшипников и центрируется на фланце крышки сальника ведущей шестерни главной передачи.

Суппорт ручного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 изготовлен из листовой стали штамповкой; по краям его сделана отбортовка, охватывающая кромку наружной поверхности тормозного барабана для предотвращения попадания грязи на рабочую поверхность барабана и колодок. Колодки тормоза — сварные.

Действие ручного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в следующем: при торможении усилие от приводного троса передается на приводной рычаг 20, который через промежуточный рычаг и серьгу воздействует на рычаг 15 колодок.

При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие от рычага колодок через штангу 12 передается к правой колодке 9 и прижимает ее к тормозному барабану.

При этом колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на левую колодку 4, и с силой прижимает ее к барабану.

При вращении тормозного барабана Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 против часовой стрелки рычаг 15 колодок, опираясь на штангу 12, передает приводное усилие к левой колодке 4 и прижимает ее к барабану.

Колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на правую колодку 9, и с силой прижимает ее к барабану.

Привод ручного тормоза автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 показан на рис. 100. Рукоятка 1 привода, установленная на коробчатом кронштейне под панелью приборов, имеет рейку, в зубья которой входит собачка, удерживающая рукоятку в заторможенном состоянии.

При торможении усилие от рукоятки 1 через трос 2 передается на промежуточный рычаг 18. Поворачиваясь, рычаг передает усилие на тягу 15, а затем на трос 8, который посредством вилки 9 присоединен к приводному рычагу 10 тормоза.

Происходит затяжка тормоза. Одновременно через рычаг 6 и тягу осуществляется привод на тормозной кран, чем обеспечивается выпуск воздуха из соединительной магистрали, а следовательно, и затормаживание прицепа.

Для того чтобы отпустить тормоз, следует повернуть рукоятку по часовой стрелке на 1/6 оборота и переместить от себя.



Рис. 43. Ручной стояночный тормоз Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — суппорт тормоза; 2 — болт; 3 — картер подшипников ведущей шестерни заднего моста; 4 и 9 — колодки; 5 — регулировочный винт; 6 — гайка- звездочка; 7 — корпус регулировочного устройства; 8 — оттяжная пружина; 10 — штифт; 11 — ось штанги; 12 — штанга; 13 — ось опоры колодок; 14 — ось рычага колодок; 15 — рычаг колодок; 16 — серьга; 17 — промежуточный рычаг; 18 — валик; 19 — вилка тормозного троса; 20 — приводной рычаг; 21 — оттяжная пружина; 22 — тормозной барабан; 23 — заглушка; В — дренажный канал.



Рис. 44. Привод ручного стояночного тормоза Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — рукоятка; 2 и 8 — тросы; 3 и 16 — вилки; 4 — рычаг торможения прицепа; 5 — тормозной кран; 6, 10 и 18 — рычаги; 7 — кронштейн; 9 — регулировочная вилка; 11 и 14 — колодки; 12 — регулировочный винт; 13 — регулировочная звездочка; 15 — тяга; 17 — болт.

Привод ручного тормоза автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 отличается от привода ручного тормоза автомобиля МАЗ-500А тем, что второй трос непосредственно присоединен к рычагу 18.

Техническое обслуживание и регулировка ручника Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Обслуживание ручника Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его привода заключается в периодическом осмотре тросов привода и их шарнирных соединений, а также в очистке от грязи и проверке креплений.

Трос и шарнирные соединения тормоза и его привода смазывать в соответствии с картой смазки.

Перед выездом убедиться в надежной работе и эффективности ручного тормоза. Своевременная регулировка обеспечивает равномерный износ накладок и устраняет вытяжку троса.

Накладки, которые в результате износа имеют толщину в средней части менее 2 мм, заменить.

При правильно отрегулированном ручном тормозе Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его приводе заторможенный автомобиль с полной нагрузкой должен удерживаться на уклоне 16%.

Если ход рукоятки 1 (см. рис. 44) привода превышает 180 мм, отрегулировать привод в отторможенном состоянии в следующем порядке.

Проверить, нет ли провисания свободного участка троса 2. Провисание троса устранить изменением его длины с помощью вилки 3; при этом ось отверстия вилки 16 должна находиться над центром головки болта 17.

Переставить рычаг 10 в соответствующее отверстие вилки 9, чтобы ход рукоятки 1 был в пределах 110—160 мм.

Если после указанной регулировки ход рукоятки велик и рычаг присоединен к последнему отверстию вилки 9, то необходимо:

- отсоединить вилку 9 от рычага;

- снять предварительно стопорное кольцо, снять рычаг 10 и переставить его на шлицевом хвостовике на три шлица и затем установить стопорное кольцо;

- вставить рычаг 10 в первое или второе отверстие вилки 9, чтобы ход рукоятки был в пределах 110—160 мм тормоза.

Если при правильно отрегулированном ручнике и приводе заторможенный автомобиль Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 не удерживается на указанном выше уклоне, снять тормозной барабан и проверить состояние фрикционных накладок.

Если накладки замаслены, то промыть их керосином и протереть жесткой щеткой, а также прочистить дренажный канал В (см. рис. 43) в картере подшипников ведущей шестерни.

Ежедневно проверять состояние тросов привода и всех шарнирных соединений. В соответствии с картой смазки смазывать валик тормоза, тросы и ось промежуточного рычага привода.

Соединительная головка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для сообщений магистралей автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и прицепа между собой служит соединительная головка.

На автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 применяются соединительные головки с угловым расположением магистралей (рис. 45), изготовленные в соответствии с ГОСТ.

Корпус соединительной головки представляет собой пустотелую отливку из ковкого чугуна. В средней части корпуса отлита скоба, на противоположном краю — выступ.

В центре сферической части корпуса имеется бобышка с отверстием под хвостовик обратного клапана соединительной головки.

Тарелка обратного клапана цилиндрической пружиной, центрирующейся по бобышке в корпусе, прижимается к резиновому уплотняющему кольцу, зажатому при помощи кольцевой гайки в выточке корпуса.

Клапан предотвращает выход воздуха из магистрали тягача при отрыве прицепа.

Корпус снабжен штампованной крышкой, прикрепленной к оси и предотвращающей попадание пыли и грязи в магистраль при расцеплении головок.



Рис. 45. Соединительная головка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — прокладка; 5 — гайка; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — обратный клапан.

Головка прицепа Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлена на конце шланга.

Отличие ее конструкции от описанной выше состоит в том, что вместо обратного клапана в ее корпус запрессован штифт, который при соединении с головкой тягача открывает ее обратный клапан.

Чтобы соединить головки тягача и прицепа, надо сдвинуть их штампованные крышки, поворачивая на оси до предела в сторону.

Затем, поворачивая шланг с головкой, соединить их так, чтобы выступ одной головки вошел в скобу другой, а резиновые уплотнительные кольца плотно прилегали.

Наличие срезов на выступах обеих головок обеспечивает их плотное прижатие и создает герметичное соединение магистралей.

Таким образом, конструкция соединительной головки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обусловливает быстрое и надежное соединение магистралей.

При поломке сцепного приспособления соединительный шланг поворачивает головку, вследствие чего магистрали разъединяются без разрыва соединительного шланга.

При этом обратный клапан закрывается, препятствуя выходу сжатого воздуха из магистрали автомобиля в атмосферу.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________