КРАЗ  |  КАМАЗ  |  УРАЛ  |  МАЗ  |  ЯМЗ  |  ЗИЛ  |  Автоспецтехника     

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Блок цилиндров двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его детали

___________________________________________________________________________

На автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен четырехтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-236 (рис. 1 и 2).

Компактное расположение на двигателе агрегатов и приборов создает удобство для их обслуживания. В передней части двигателя расположены: генератор, компрессор, фильтр тонкой очистки топлива, фильтр грубой очистки масла и центробежный фильтр очистки масла.

На переднем торце дизельного двигателя ЯМЗ-236 вверху установлен вентилятор, а внизу — водяной насос системы охлаждения, насос гидроусилителя рулевого управления и предусмотрено место для установки предпускового подогревателя.

В развале между рядами цилиндров установлены насос высокого давления с топливоподкачивающим насосом, регулятором и автоматической муфтой опережения впрыска топлива, распределительный вал, а также впускные трубопроводы, объединенные патрубком, на котором установлен воздушный фильтр.



Рис. 1. Общий вид дизельного двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Топливная аппаратура двигателя — раздельного типа, форсунки — бесштифтовые, закрытого типа, обеспечивающие постоянное давление начала впрыска топлива вне зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя.



Рис. 2. Поперечный разрез дизеля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Особенностью дизельного двигателя ЯМЗ-236 является также то, что на нем установлен всережимный регулятор числа оборотов.

Чередование рабочих ходов в дизеле происходит с интервалом в 90 и 150°. Диаграмма фаз газораспределения двигателя приведена на рис. 3.



Рис. 3. Диаграмма фаз газораспределения

1 — закрытие выпускного клапана; 2 — закрытие впускного клапана; 3 — открытие впускного клапана и теоретическое начало подачи топлива; 4 — открытие выпускного клапана.

Блок цилиндров и головка блока Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

По окончании обкаточного периода и в дальнейшем после первых 7500 и 12 500 км пробега подтянуть гайки крепления головок цилиндров с последующей регулировкой клапанных зазоров после каждой подтяжки.

После смены прокладки головки цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 гайки крепления подтягивать так же, как и после обкатки, т. е. через 1000, 7500 и 12 500 км пробега.

Гайки крепления головок цилиндров следует подтягивать на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 80—90°С) динамометрическим ключом (момент затяжки 24—26 кГм). Порядок затяжки указан на рис. 4.

При каждом снятии коленчатого вала с двигателя удалять осадки из полости центробежных грязеуловителей в шатунных шейках. Для этого следует выпрессовать заглушки, которыми закрыты полости, и тщательно очистить полости.

Перед установкой заглушек удалить вспучивание металла у кромок отверстий, промыть вал и продуть масляные каналы.

Новые заглушки (повторное использование заглушек не допускается) запрессовывают на 5—6 мм глубже кромки отверстия, после чего раскерниванием внутри отверстий вспучивают металл в трех точках по окружности для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.



Рис. 4. Порядок затяжки гаек крепления головки цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Блок цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 5) двигателя ЯМЗ-236 представляет собой моноблочную V-образную конструкцию с расположением цилиндров двумя рядами под углом 90°.

Блок цилиндров отлит из низколегированного серого чугуна и выполнен как одно целое с верхней частью картера.

Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм. Это вызвано тем, что на одной шатунной шейке крепятся два шатуна: один правого ряда, другой левого. Блок имеет рубашку охлаждения. В отверстия блока устанавливают мокрые гильзы 4.

В нижней части блока дизеля ЯМЗ-236 расположены четыре коренные опоры коленчатого вала.

Коренные опоры растачиваются в сборе с крышками, поэтому последние не взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении: при их установке необходимо следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.

Для установки распределительного вала в средней части блока между рядами цилиндров расположены четыре опоры, в которые запрессованы втулки 12.

Над опорами распредвала Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 расположены четыре втулки 13 под разрезную ось качающихся толкателей для привода коромысел клапанов.

Выше размещены еще два отверстия 14 под шариковые подшипники приводного вала топливного насоса высокого давления. К задней плоскости блока крепится картер 20 маховика.

Для точной установки крышки шестерен; распределения и картера маховика в блок запрессованы (с передней и задней сторон) по два установочных штифта.

Спереди к блоку крепится болтами крышка 9, закрывающая шестерни распределения, привода вентилятора и топливного насоса.



Рис. 5. Блок и головки блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — блок цилиндров; 2 — крышки коренных подшипников; 3 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 4 — гильза цилиндра; 5 — основная масляная магистраль; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — вкладыши коренных подшипников; 8 — канал для поступления охлаждающей жидкости в блок цилиндров; 9 — крышка распределительных шестерен; 10 — полость для поступления охлаждающей жидкости от водяного насоса в блок цилиндров двигателя;
11 — площадка для крепления кронштейна передней опоры двигателя; 12 — втулка распределительного вала; 13 — втулка промежуточного вала привода клапанов; 14 — отверстие для установки шарикового подшипника вала привода топливного насоса высокого давления; 15 — прокладка головки цилиндров; 16 — головка правого ряда цилиндров; 17 — головка левого ряда цилиндров; 18 — втулка клапана; 19 — отверстие для установки форсунки; 20 — картер маховика.

Гильзы цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — вставные, мокрого типа, отлиты из специального чугуна. Рабочая поверхность гильзы закалена токами высокой частоты (т. в. ч.) с получением твердости HRC 48—52, тщательно отшлифована и отполирована. Гильзы центрируются в блоке двумя поясами — верхним и нижним.

В двух канавках нижнего центрирующего пояска гильзы заложены резиновые уплотнительные кольца 6, предупреждающие попадание воды из рубашки охлаждения в картер двигателя.

В верхней части гильзы имеется буртик, который входит в выточку в блоке. Для более надежного уплотнения гильзы буртик гильзы выступает над плоскостью блока на 0,065—0,165 мм.

По величине внутреннего диаметра гильзы делятся на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, AAA, АААА на верхнем торце гильзы, что позволяет комплектовать пары гильза—поршень с необходимым тепловым зазором.

Головки цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 16 и 17 (см. рис. 5) отлиты из низколегированного серого чугуна; они взаимозаменяемы и крепятся к блоку цилиндров шпильками, ввернутыми в блок.

Шпильки изготовлены из хромоникелевой стали и термически обработаны.

Между головкой и блоком цилиндров для укрепления ставят прокладку из асбостального листа, имеющую окантовку цилиндровых отверстий из листовой стали. Окантовки водяных отверстий медные.

Для охлаждения наиболее нагреваемых мест головка цилиндров имеет водяную рубашку, сообщающуюся с рубашкой охлаждения блока цилиндров.

В головке блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. В гнезда выпускных клапанов запрессованы сменные седла, изготовленные из специального жароупорного чугуна.

В теле головки запрессованы направляющие металлокерамические втулки клапанов. Седла и металлокерамические направляющие втулки клапанов окончательно обрабатывают после запрессовки их в головку.

Снятие и установка головки блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для замены головки цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 или ее деталей, а также деталей цилиндро-поршневой группы, прокладки головки цилиндров, клапанов и седел клапанов головку цилиндров необходимо снять.

Порядок снятия головки блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:

- слить из системы охлаждения двигателя охлаждающую жидкость;

- отсоединить все трубопроводы от головки цилиндров и защитить их внутренние полости от попадания пыли и грязи;

- снять крышку головки цилиндров, а затем форсунки, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий;

- снять оси коромысел вместе с коромыслами и вынуть штанги;

- ослабить гайки крепления головки цилиндров, соблюдая туже последовательность, что и при затяжке (см. рис. 4), а затем отвернуть их (рис. 6);

- снять головку цилиндров с двигателя и проверить ее состояние;

- если необходимо, снять осторожно прокладку головки цилиндров, избегая ее повреждений. В случае необходимости заменить прокладку.

Головку цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заменять при наличии трещин, проходящих через отверстия под направляющие втулки клапанов, отверстия под стаканы форсунок и гнезда под седла клапанов и трещин на стенках рубашки охлаждения в местах, не доступных для ремонта.

Наличие трещин устанавливают внешним осмотром, а также при испытании головок цилиндров на герметичность водой под давлением 4 кГ/см2.

Герметичность рубашки охлаждения головки блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно проверить, подведя в нее сжатый воздух и погрузив головку в ванну с водой. Места течи будут видны по выходящим пузырькам воздуха.

Трещины в головках цилиндров можно заделать эпоксидными пастами или заварить.

Если при испытании рубашки охлаждения головки цилиндров на герметичность обнаружится нарушение уплотнения стакана форсунки, следует подтянуть гайку крепления стакана.

Если при этом течь не устраняется, стакан снять и заменить уплотнительное кольцо и шайбу, а в случае необходимости и стакан. Гайку крепления стакана форсунки затягивают моментом 9—11 кГм.



Рис.6. Отвертывание гаек крепления головки блока цилиндров Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Головку цилиндров устанавливают на двигатель в обратном порядке, при этом необходимо протереть чистой ветошью привалочные плоскости блока и головки цилиндров и обратить внимание на правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок прокладки на бурты гильз цилиндров.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________